Сегодня мы посмотрим уникальную коллекцию авиационных двигателей, собранную на Факультет авиационных двигателей, энергетики и транспорта о которой нам подробно рассказал доцент кафедры, кандидат технических наук, начальник отдела трудоустройства и работы с выпускниками - Каменев Сергей Иванович.
Музей находиться в одном из корпусов Уфимского Государственного Авиационного университета. Долго время двигатели находились в разных помещениях и зданиях института, после постройки нового корпуса их собрали в одном помещении.
Коллекцию начали собирать более 40 лет назад, первоначально исключительно для учебных целей. Однако со временем она разрослась и превратилась в одну из самых уникальных в России (вторая подобная коллекция имеется только у Самарского аэрокосмического университета).
Кабинет конструкции двигателей и летательных аппаратов (он же музей) на 30 посадочных мест имеет в своем фонде более 50 авиационных двигателей:
Поршневые двигатели: АИ-14В, АШ-62ИР, АШ-82В.
Газотурбинные: АИ-20, АИ-24Т, АИ-25, ВК-1, ГТД-3Ф, ГТД-350, Д-20П, Д-25В, Д-36, Д-136, М601, НК-8-4, НК-12, Р11Ф-300, Р13-300, Р29Б-300, Р95Ш, РД-9Ф, РД-33, РД36-35ФВР, ТВ2-117, ТВ3-117, ТВ7-117, КР-21-300, ТРД М701, ТА-6А, Т-56
Жидкостный ракетный двигатель: РД-107
в том числе АЛ-31Ф, созданный на УМПО для истребителя Су-27 с порядковым номером 00001.
В коллекции есть двигатель ВД-7 (РД-7М), который устанавливался на Ту-22.
Также в экспозиции музея представлена силовая установка самолета вертикального взлета Як-38 - это подъёмно-маршевый двигатель Р27В-300 и подъёмных двигателей РД36-35ФВ.
Имеется не менее интересный экземпляр - точная копия турбовинтового двигателя Allison T56 с американского транспортного самолета С-130 «Геркулес».
В советское время часть двигателей заводами безвозмездно передавалась в институт. Прекрасно понимая, что это необходимо для укрепления материальной базы учебного заведения, и как следствие, повышения качества подготовки специалистов, ведь выпускники часто становились их ведущими специалистами на предприятиях авиационной промышленности.
В настоящее время стоимость даже списанных двигателей, составляет несколько миллионов рублей, в связи с наличием в конструкции ценных металлов. Из-за этого пополнение коллекции значительно усложнилось.
Сергей Иванович рассказал об уникальном экспонате, который пока ожидает своего места в музее (храниться на складе университета, до момента расширения площади экспозиции) – это двигатель РД36-51а для Ту-144Д. Как отметил наш экскурсовод, двигатель был передан ОАО «Рыбинские моторы» и многие музеи мира мечтают иметь его у себя в коллекции.
В учебном классе помимо авиационных двигателей размещен полноценный фронтовой истребитель МиГ-21Ф-13, на котором студенты изучают конструкцию и устройство самолетов, историю авиастроения.
Кроме студентов музей посещают различные научные делегации приезжающие в университет, а в дни открытых дверей он открыт для выпускников школ, готовящихся стать абитуриентами вуза. Возможно, со временем, музей станет открыт для посещения всех желающих интересующихся историей авиастроения.
Публикации на тему авиационных двигателей:
- Поршневые авиационные двигатели М-17 и М-100
- ВК-105ПФ - наиболее массовый мотор Великой отечественной войны
- НК-6 первый в СССР двухконтурный двигатель с форсажной камерой