Найти тему
За гранью привычного

Шофёр не нужен. КАМАЗ сделал грузовик с автопилотом.

О беспилотных такси многие слышали. Они тестировались во многих странах и городах. Да и сообщения о грузовиках с автопилотом иногда появляются.

Сразу признаюсь - я за этим направлением не особо слежу, но те, что попадались на глаза представляют из себя переделанные автомобили, где в кресле водителя сидит инженер для страховки. Ну и смысл в таких автороботах? Человек-то всё-равно нужен...

Но, вот сегодня на глаза попалась любопытная разработка. Она настолько необычна, что я не удержался, чтобы не поделиться этой новостью. Тем более отрадно, что это наша, российская разработка, тем более первая!

Встречайте - первый российский беспилотный электро-грузовик!

Инженеры российского КАМАЗа впервые на своём предприятии сделали грузовик, у которого кабины вообще нет!
Это - КАМАЗ-3373 или "Челнок".

Управление производится дистанционно - оператор задаёт начальную и конечную точку движения и всё остальное автомобиль делает сам. Человек в машине не нужен.

Это фото и далее - стоп-кадры с официального видео производителя - КАМАЗ
Это фото и далее - стоп-кадры с официального видео производителя - КАМАЗ

Поэтому, эта машина выглядит как обычный грузовой автоприцеп. Причём спереди и сзади она выглядит и устроена совершенно одинаково.

Вот не могу сказать - "перед" это или "зад"...
Вот не могу сказать - "перед" это или "зад"...

И спереди и сзади у неё одинаковый набор оборудования: радар, лидар, фары и видеокамера.

Из этого следует, что в отличие от грузовиков, этому автороботу не надо разворачиваться, чтобы поехать в противоположную сторону.
В этом случае он останавливается, а потом просто начинает двигаться назад!

Источник: https://www.metronews.ru/novosti/peterbourg/reviews/fura-perekryla-dvizhenie-na-liflyandskoy-ulice-v-peterburge-1179808/?ua=dt
Источник: https://www.metronews.ru/novosti/peterbourg/reviews/fura-perekryla-dvizhenie-na-liflyandskoy-ulice-v-peterburge-1179808/?ua=dt

Знакомая картина? Фура пыталась развернуться и зацепила легковушку.
В итоге - и авария, и пробка...
А авторобот КАМАЗ-3373 просто дождался бы "окна на встречке" и поехал бы по ней обратно без всяких разворотов (если правила позволяют).
И никаких неудобств не было бы!

А как же страховка на непредвиденный случай?

Не торопитесь - это решено грамотным позиционированием сферы применения. Об этом чуть ниже.

Тяни-толкай и краб

Ещё одна важная черта этой разработки: обе пары колёс могут поворачиваться. Это уменьшает радиус разворота.

Видны углы поворота обеих пар колёс.
Видны углы поворота обеих пар колёс.

Мало того, - это обеспечивает возможность "крабового хода", когда машина едет почти боком.
Конечно, при таком ходе машина движется не прямо вбок, а под углом, но всё-таки она движется параллельно своей продольной оси. Это значительно облегчает маневрирование в тесных местах - не нужно поочерёдно заводить перед и зад машины, ка это обычно происходит при парковке.

Это ещё и электромобиль!

Разработчики идут в ногу со временем: "Челнок"- это электромобиль. Батареи, да и вообще всё оборудование, расположены в нижней части автомобиля, что в общем-то ожидаемо, - это смещает центр масс и делает машину более устойчивой.

Батарейный отсек под днищем.
Батарейный отсек под днищем.

Заряда хватает на 50 километров. Поскольку скорость ограничили на уровне 40 км/ч, этого хватает на работу в течение двух смен. Это со слов разработчиков.

Конечно, всё зависит от интенсивности использования. Но, судя по снимку - не так трудно увеличить размер и ёмкость батарей - это уже вопрос реальных потребностей при эксплуатации.

Когда увидим его в эксплуатации

Сейчас "Челнок" проходит обкатку на территории самого КАМАЗа. А сборку планируют начать уже в первом квартале 2021 года. Из этого следует, что всё практически готово - ждать всего ничего осталось :)

Главная проблема таких автомобилей - адекватное и своевременное избегание аварийных ситуаций. И здесь несколько степеней безопасности.

Радары

Здесь приведён стопкадр с видео, где автомобиль определяет появление препятствия в виде пешехода и останавливается. Да, здесь ничего нового - объяснять излишне, просто об этом надо сказать :).

-6

Ограничение скорости

Ещё один уровень безопасности - то самое ограничение максимальной скорости в 40 км/ч. Это та скорость, при которой встречное транспортное средство или человек вполне могут загодя принять решение и уклониться от столкновения.

Применение на закрытых территориях

На улицы городов их выпускать не торопятся. По заявлениям самого производителя, эта разработка сделана пока только для внутризаводских территорий.

Это более чем разумно - на улицах городов слишком много непредвиденных ситуаций. Взять хотя бы изменения расстановки дорожных знаков или замену светофоров...

Вот это мне особенно нравится - нашли нишу, где почти нет проблем, о которые спотыкаются все беспилотные автомобили!

А работа найдётся, - в мире достаточно территорий, где развит именно внутренний грузопоток.
Например, перемещения грузов между цехами и складами. Отсюда и название: "Челнок".
Это одни и те же короткие маршруты, с чёткими ограниченными правилами и особенностями, на которых просто
не выгодно держать полноценного шофёра на зарплате. Один оператор может раздавать задания нескольким таким грузовикам и контролировать их движение по видео.

В каких-то особо опасных местах заранее можно провести оргмероприятия и убрать препятствия, а заодно и порядок навести :)))

И заметьте - в этой сфере даже не обязательны 40 км/ч, что ещё больше снижает риск аварий :)

Человеческий фактор

На закрытой территории персонал быстро привыкнет к особенностям таких машин, что положительно сказывается на безопасности движения. (чего нельзя ожидать от жителей города, когда речь идёт о "такси без водителя")

Напоминаю, что авторобот умеет сам останавливаться, но есть и второй уровень безопасности - оператор через видеокамеры всё равно постоянно следит за грузовиками. А при такой небольшой скорости легко быстро остановить автомобиль, а уже потом разбираться с препятствием.

Так что, с безопасностью здесь должен быть порядок.

А сколько стоит?

О цене "КАМАЗ-3373" пока не говорят. Но, достаточно просто сравнить, чтобы понять - грузовик без кабины стоит намного меньше!

-7
-8

Нет кабины, блока рулевого управления, дополнительного моста... тяжёлый бензиновый двигатель заменён на электромотор, которому не нужна куча дополнительной обвески... много чего нет... собственно, отдельного грузовика вообще нет!

Конечно, на этих снимках весовые категории разные!
Но, мысль-то понятна ;)

И да, здесь есть свои добавки: радары, электроника, батареи... И, до объявления цены, утверждать что-то неправильно. Но, всё же, достаточно одного взгляда, чтобы понять все выгоды.

И что в итоге?

А в итоге мы видим качественный отечественный продукт, сделанный по последнему слову техники. Причём, с чётко определённой нишей потребления.
Кто там говорил, что мы отстаём по части новых разработок?

Что особенно радует - разработчики не стали стали заниматься прожектами и пустословить об исчезновении профессии шофёра.
Они трезво определили сегодняшние возможности и нашли очень разумную нишу для использования такого грузовика - в отличие от фантастических проектов беспилотных такси на улицах городов...
Грамотное соотнесение задач и возможностей в таких делах - это настоящее искусство.

И в заключение, - посмотрите видео завтрашнего дня нашего автопрома! Там и куча дополнительных подробностей от производителя...

Дорогие друзья, каналу очень нужна ваша поддержка
Подпишитесь на мой канал :)
Нажмите палец вверх - Вам не сложно, а автору приятно.