Искреннее общение - важная часть любых отношений , особенно в период ссор ,обид и непонимания друг друга. Именно поэтому уметь искренне извиняться принципиально важно. Честные , искренние извинения могут восстановить доверие, успокоить обиду и вернуть в здоровое русло испорченные отношения.
Но как отличить их от лживых и формальных извинений-оправданий ?
В этой статье разбираемся с типичными формальными извинениями - отговорками и формулируем критерии истинных , честных извинений.
1. «Прошу прощения, если ...»
Типичное условное извинение. Не дает полного понимания ситуации , поскольку предполагает только то, что что-то «могло» случиться.
- Прошу прощения, если я сделал что-то не так.
- Извините, если вы обиделись.
2. «Мне жаль, что вы ...»
Это извинение, которое подменяет виноватую сторону . Это вообще не извинения. Скорее, это обвинение , возлагающее вину на вас за то ,что вы обиделись и ведёте себя неадекватно.
- Мне жаль, что тебе было больно.
- Мне жаль, что ты думаешь, что я сделал что-то не так.
- Мне жаль, что ты сделала вывод , что я тебя не уважаю.
3. «Мне очень жаль, но ...»
Это обесценивающее извинение, ставящее под сомнение переживания человека.
- Мне очень жаль, но большинство людей не отреагировали бы так остро, как вы.
- Извините, но другие сочли это забавным.
- Извините, но вы начали это.
- Извините, но я ничего не мог поделать.
- Мне очень жаль, но в том, что я сказал, была правда.
- Извините, но никто не совершенен
4. «Я был просто ...»
Это извинения через оправдания . Человек пытается доказать, что обидное поведение было нормальным, потому что , по его мнению, оно было безвредным или было сделано по уважительной причине. Как вы наверное догадались - это манипуляция в чистом виде
- Я просто пошутил.
- Я просто пытался помочь.
- Я только пытался тебя успокоить.
5. «Я уже сказал / сделал ...»
Такие слова обесценивают извинение и косвенно показывают , что человек не считает нужным искренне извиняться(после формального жеста) и ему всё равно.
- Я уже сказал, что сожалею.
- Я уже миллион раз извинялся за это.
6. «Сожалею ...»
Это извинение приравнивает сожаление к извинению , но эти понятия не тождественны. Извинение предусматривает раскаяние , сожаление - нет.
- Я сожалею, что ты расстроился
- Я сожалею, что были допущены ошибки
7. «Я знаю, что я ...» или «Ты знаешь, что я ...»
Конкретного извинения здесь нет , но есть попытка отговорить вас от ваших чувств или намекнуть на то, что вы не должны расстраиваться.
- Я знаю, что не должен был этого делать.
- Я знаю, что мне, наверное, следовало сначала спросить тебя.
- Я знаю, что иногда могу быть быком в посудной лавке.
или
- Вы знаете, мне очень жаль.
- Вы знаете, я не это имел в виду.
- Ты знаешь, я никогда не причинил бы тебе вреда.
8. «Я прошу прощения, если ...»
Это извинение на особых условиях , не является чистым, свободно предложенным извинением. Вы должны "заплатить ", чтобы его получить.
- Я попрошу прощения, только если вы извинитесь.
- Я попрошу прощения, если вы согласитесь никогда больше не поднимать эту тему.
- Я попрошу прощения, если вы просто перестанете об этом говорить.
9. «Я думаю ...»
Это "призрачное" извинение. Обидчик намекает на необходимость извинений, но никогда не приносит их.
- Думаю, я должен извиниться.
- Думаю, мне следует извиниться.
10. «Такой-то сказал мне извиниться».
Это не самостоятельные ( сделанные по доброй воле) извинения. Человек говорит, что извиняется только потому, что это предложил кто-то другой. Подразумевается, что иначе этого никогда бы не произошло.
- Твоя мать сказала мне извиниться перед тобой.
- Мой друг сказал, что я должен сказать тебе, что мне очень жаль.
11. Ну , Извините, хорошо ?!
Это "извинение" в виде издевательства. Словами или тоном вам дадут неохотное «извините», но это не похоже на извинения. Чаще всего оно произносится обидным , ироничным тоном.
- Хорошо, хватит уже. Я сказал, что мне очень жаль!
- Дай мне передохнуть, извини, хорошо?
Теперь давайте попробуем дать характеристику полноценного настоящего извинения :
👉 Подлинное извинение начинается с того, чтобы выслушать, что произошло с точки зрения другого человека и как это повлияло на него.
👉 Оно приносится человеку без каких-либо условий или минимизации сделанного.
👉 Сообщает, что человек, извиняющийся, понимает переживания и чувства обиженного человека и ему этот человек небезразличен..
👉 Такое извинение содержит раскаяние.
👉 Содержит обязательство избегать повторения подобного обидного поведения.
👉 Содержит предложение о возмещении ущерба, если это необходимо.
Независимо от того, извиняетесь ли вы или принимаете извинения , есть смысл запомнить эти простые признаки и быть уверенными , что извинения были искренними и сделаны из лучших побуждений.
Благодарю Вас за внимание.
Если Вам понравилась статья - пожалуйста , ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал .
тел : +7(905) 212 02 88 (what's app)
psychologu@bk.ru