Всем нам, кроме жителей Урала и Ленинградской области, есть в чем упрекнуть уходящий сезон. (Уверен, впрочем, что и ленинградцы, в силу присущей им природы, всё же изыщут повод для укоризны.) Многих привычных грибов мы так и не увидели. Многих - ждали долго, а дождавшись, были не рады - такая в лесу была за них давка. Да и черви. Однако упираться в негатив вредно для здоровья. Поговорим лучше о том, чего - вопреки капризам климата - удалось в достатке.
Не уродились подосиновики. Совсем не было подберезовиков. Поля, заросшие лиственным "хмыжником", угрюмо безмолвствовали весь сезон. Ни груздей (даже осиновых), ни волнушек, ни... сыроежек (хотел писать по ним цикл статей - и где материал?), ни совершенно заурядных "поплавков", родственных мухоморам (планировал набрать на засол - обычно растут в безотказных количествах, и вот!..)... Перечислять "отсутствие должного присутствия" можно долго. Но смысл?
1. Иногда они возвращаются
Впервые за много лет порадовали сетчатые белые (Boletus reticulatus). На самом деле в наших краях они радовали грибников в недалеком 2018-м, но тот момент я прошляпил. На сей раз - успел. Вопреки здравому смыслу, всё лето эти мосластые красавцы лезли в старых захламленных ельниках с лиственной примесью; отродясь ничего путного, кроме свинушек и моховиков не водилось в этих хвойных, чуждых засечным традициям кварталах, и вот прорвало! На "прорыв" я нарвался случайно, и весь урожай достался мне одному. Ну кто еще полезет в эти бесплодные дебри?
Впервые за... нет, вообще впервые, состоялись две нехарактерные для наших краев "обабковые" находки, два "гибридных" гриба: бурых как подберезовики, синеющих, как подосиновики. Первый, в отдельно стоящем осиннике, где я обычно ищу подосиновики прямо из окна машины, явил себя так называемый подберезовик твердоватый (Leccinum duriusculum) - южный обабок величайшей твердости, образующий микоризу с осиной у нас и тополем у них.
Немного позже, в пышных дебрях лещины на западной опушке нашего засечного массива (в сторону Дедиловских Выселок, для тех, кто понимает), заявил о себе весьма похожий гриб грабовик (Leccinum caprini/pseudoscabrum). Он тоже довольно южный, тоже бурый как подберезовик и синеющий как подосиновик, но не с такой плотной мякотью; растет он в союзе с грабом (у них) и банальным орешником у нас. Местные, оказывается, неплохо этот гриб знают, от подберезовика уверенно отличают, события из находок не делают и называют его просто: подорешник.
Что же еще? Вернулись дубовики, причем, что удивительно, на те же места, которые оставили лет 25 назад. Вновь появилась серая лисичка, вороночник извилистый (Craterellus sinuosus/Pseudocraterellus undulatus). Но главная для меня находка - головач продолговатый (Calvatia excipuliformis); семейка этих противотанковых гранат встретила меня под сосной хмурым августовским утром. Сосна сейчас в высоту метров шесть; когда в последний раз я находил тут у нас эти головачи, сосны не было и в проекте. Когда я ее посадил? Осенью 2003-го. Вот и считайте...
2. Целебные гости из Красной Книги
Дубовые завалы Засек - рай, где гриб-баран (Grifola frondosa) и печеночница (Fistulina hepatica) мирно возлежат друг с другом, аки агнец с козлищем. Этот год был памятен еще и тем, что на многочисленных старых дубах, и по сей день воспроизводящих Засечную Черту в режиме генетической памяти, не было ни тех, ни других. (Формально об этом говорить еще рано, печеночница может образоваться хоть завтра, но "в целом ясно".)
Зато было кое-что другое.
Нет, повторить рекордные находки ранней весны мне не удалось - просто не было дороги в деревню. Как вы прекрасно помните, прошедшей "зимой", переходящей в весну, по нашим областям был бум редчайшего в обычные годы гриба: саркосома шаровидная (Sarcosoma globosum), она же "земляное масло" и "молодильное яблоко", местами покрывало подстилку елового леса сплошным ковром. Зрелище, можете мне поверить, совершенно инопланетное! Приобщился и я, омылся в лесу соком молодильного яблока. К сожалению, паспорт в гастрономе у меня как не требовали, так и не требуют до сих пор.
Впрочем, наши дубы дали этой саркосоме достойный отпор. Год, как мы знаем, вышел лисичковый, даже очень; лисичка пришла не одна, а со своими родными братьями (например, с вороночниками), двоюродными (например, ежовиками) и даже с дальней родней, в числе которой особенно выделяется ежовик коралловидный (Hericium coralloides).
Удивительный гриб, и правда похожий на коралл, населяет останки лиственных деревьев, и в полумраке дубравы выглядит просто бесподобно. Он и правда родственник лисички (и особенно желтого ежовика) - в процессе эволюции его шляпка превратилась в дивную лапшу, из которой во всех плоскостях растут длинные спороносные шипики.
Но дело, конечно, не в кораллах и не в лапше. Дело в том, что наш коралловидный ежовик обладает целебным потенциалом, ничуть не уступая своему восточному родичу - ежовику гребенчатому, звезде дальневосточной традиционной медицины. Ссылку на описание чудодейственных свойств ежовика вы можете найти в конце этой статьи. Ну а у нас проблема одна - неясен до конца охранный статус коралловидного ежовика, и потому сбор его сопряжен с трудностями морального характера. Вообще, грибы и Красная Книга - вопрос очень непростой; те грибники, которые полагают, что коралловидный ежовик в их регионе не охраняется, отмечают необыкновенный (и весьма недурной) вкус этого гриба, обжаренного в кляре. Ну а мы пока поосторожничаем, мало ли что. Тем более его в наших краях пока немного.
Но будущее выглядит по меньшей мере занимательно.
Вот и все итоги на сегодняшний день. Уверен - прежде чем ляжет снег, найдется и еще что-нибудь интересное (я вообще верю во многое, не поддающееся объяснению). Ну а вы что хорошего имеете сказать за уходящий сезон?
Что еще почитать?
- Ежовик гребенчатый: лекарственные свойства (отрывок из книги М.Вишневского)