Исследования, проведенные в рамках программы NASTA, показали, что использование шипованных шин негативно отражается на здоровье людей.
Ученые пришли к выводу, что около 75% от всей пыли, которая есть в столице Финляндии Хельсинки, возникает вследствие истирания асфальта шипами. Уточняется, что частицы этой пыли могут быть настолько мелкими, что способствует их проникновению в дыхательные пути и дальнейшему оседанию в легких.
По мнению профессора физики окружающей среды Тартуского университета Хейки Юннинена, проблема заключается еще и в том, что частицы пыли смешиваются с канцерогенами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей:
«Поскольку они (частицы) идут с дорожного покрытия, которое основательно загрязнено автомобилями и их выхлопными газами, они содержат канцерогенные вещества и могут вызвать рак. В этом смысле есть прямая связь между развитием рака и теми мелкими частицами, которые, так сказать, соскребаются с асфальта».
Профессор также призывает отказаться от использования шипованных шин в городских условиях, где воздушные потоки ограничены в силу особенностей местного ландшафта. При этом Хейки Юннинен соглашается с тем, что полных отказ от шипованных шин в рамках всей страны, к сожалению, не возможен:
«…запыление от шипованных шин создает основные проблемы в городах, где улицы ограждают высокие здания, между которыми воздух остается в ловушке.
Нужно избегать использование шипованных шин в городах и на крупных магистралях, хотя в некоторых сельских районах без шипов никак не обойтись».
Его коллега из Таллиннского технического университета Айн Кендра также придерживается схожей точки зрения с той лишь поправкой, что интенсивность истирания асфальта шипами напрямую зависит от скорости движения:
«Шипы ударяются о камешки в асфальте и дробят их. А если скорость ниже, то они выворачивают эти камешки из асфальта. Одно исследование в Финляндии показало, что скорость в 40-50 км/ч является оптимальной, а если она падала ниже этого, то износ даже увеличивался.
Вообще нам известно, что чем выше скорость, тем дольше ускоряется износ (дороги), по сути, в квадратичной зависимости. Но и на низкой скорости износ также ускоряется, потому что шипы выворачивают камень из асфальта».
Напомним, что с июня 2020 года Правительство Финляндии предложило добровольное использование шипованных шин в период с ноября по март каждого года. При этом законодательство этой страны не запрещает использовать летние шины круглогодично.
За зимними шинами в КОЛЕСО.ру