За все время развития полярной авиации всего три самолёта Ан-12 было переоборудовано под лыжное шасси. Два из них - Ан-12ПЛ. Третий экземпляр получил обозначение - Ан-12ТП-2. Он отличался от первых двух наличием ВСУ, расширенным навигационным оборудованием и увеличенным запасом топлива на борту.
Сегодня я хочу поговорить именно об Ан-12ТП-2.
Стоит отметить, что идея оснащения самолёта Ан-12 "лыжами" не получила широкого распространения. Возможно это связано с тем, что подобное шасси конкретно на данном типе ВС было неубирающимся. Этот фактор значительно влиял на скорость полёта. К примеру, на высоте 8000 метров из-за наличия лыжного шасси скорость с 630 км/ч падала до 547 км/ч.
Тем не менее, подобные самолёты готовились для особо важного задания. Они принимали участие в Первой воздушной Антарктической экспедиции по маршруту Москва – Антарктида – Москва.
Одним из таких бортов являлся - СССР-04366. Кстати говоря, о нём мне удалось найти больше всего информации.
Ан-12ТП-2 являлся полярным вариантом с лыжным шасси (оснащались воздушным подогревом при примерзании для страгивания самолёта с места).
Полозья лыж были выполнены из титанового сплава ОТ4-1, благодаря которому масса конструкции снизилась на 130 кг.
Кабина сопровождающих была оснащена оборудованием для отдыха при выполнении длительного перелета. С самолета также снята кормовая пушечная установка.
Как проходила экспедиция
Первый сверхдальний перелет Москва – Антарктида был совершен в декабре 1961 - феврале 1962 гг. В полёте принимал участие не только Ан-12, но и Ил-18. Командирами воздушных судов являлись Герои Социалистического Труда Алексей Поляков и Борис Осипов.
Ил-18 перевозил личный состав (100 человек), а Ан-12 являлся грузовым самолётом, который должен был обеспечить горючим станцию "Восток" и всю экспедицию в целом.
25 декабря 1961 г. (спустя 10 дней полета) оба самолёта приземлились в оазисе Бангера (залив Транскрипции). Ан-12 изначально прибыл в Мирный. 27 декабря здесь же приземлился Ил-18 с людьми на борту. Стоит отметить, что Ан-12ТП-2 вылетал из Москвы с колесным шасси, и только в Мирном был "переставлен" на лыжи. После этого грузовой самолёт совершил два пробных рейса с грузом на станцию Восток, куда были доставлены горючее и сейсмическая аппаратура.
Неожиданно для всех ВПП в Мирном начала таять, из-за чего полную загрузку самолётов горючим пришлось производить в оазисе Бангера. От туда самолёты вылетели обратно 24 января 1962 г. Практически целый месяц самолёты пребывали в Антарктиде.
Ан-12 преодолел путь через 4 континента и два океана за 48 ч. 27 мин. Общее расстояние - 25045 км. 2 февраля 1962 года самолёты вернулись в Москву.
Последующая судьба борта СССР-04366
11 апреля 1963 г. при выполнении транспортного полёта, пролегающего по маршруту аэропорт Тикси - а/п Мыс Шмидта, сразу после пролёта ДПРМ на высоте 1500 метров самолёт удалился и сел на тундровый аэродром в 18 км от основного. Этот случай прошел без инцидентов, однако в июне 1967 года самолёт потерпел аварию, в результате чего произошло разрушение левой основной стойки шасси. Скорее всего самолёт восстановлению не подлежал.
А на этом всё! Поддержите статью пальцем вверх и обязательно подпишитесь на канал Авиатехник, чтобы не пропустить новые интересные публикации :)
Также советую подписаться на мой YouTube-канал:
В этом ролике я рассказываю историю одного из полярных самолётов Ан-12, который до сих пор лежит в Заполярье: