Найти тему
Navygaming Channel

Наши в Италии (2-й раунд): "аэроустановки" Минизини для советского флота

Вторым важным вопросом для советских специалистов отправленных в 1931 году в Италии стало принятие решения по заказам отдельных видов вооружения, и если на первом месте были торпеды (как бы грустно это не было бы осознавать), то на втором месте стояли средства ПВО.

В ходе еще первого посещения итальянских заводов и арсеналов нашими специалистами был сделан предварительный вывод по средствам ПВО. И это место в списке заказов устойчиво заняли «аэроустановки» - зенитные орудия системы Минизини. Это не удивительно, если напомнить, что мы не располагали средствами ПВО, адекватными возросшему уровню угрозы с воздуха. Фактическое состояние зенитной артиллерии в нашем флоте в 1930 году можно было охарактеризовать как «заморожен­ное на уровне 1913 года», точнее - 1914 года.

В июне 1914 году капитан В.В.Терновский и инженер Ф.Ф.Лендер разработали проект первого отечественного корабельного 76,2-мм зенитного орудия. Унификация по баллистике и боезапасу (унитарный патрон) с трехдюймовой полевой пушкой образца 1902 года позволила быстро развернуть производство на Путиловском заво­де, с марта 1915 года «аэропушка Лендера образца 1914 года» начала поступать на воо­ружение кораблей российского императорского флота. Снаряд массой 6,45 кг имевший на выходе из канала ствола скорость 588 м/с, достигал высоты 6000 м. Скорострельность установки массой 1,3 т, обслуживавшейся расчетом из семи человек, достигала 20 выстрелов в минуту.

Спустя полтора десятилетия после принятия на вооружение это орудие, естественно, уже не отвечало требованиям времени – стремительное развитие авиации заставило его быстро устареть.

Комендоры канонерской лодки Пинской военной флотилии чистят 76-мм зенитную пушку Лендера
Комендоры канонерской лодки Пинской военной флотилии чистят 76-мм зенитную пушку Лендера

По этому поводу начальник управления вооружения морских сил РККА в справке от 16 марта 1930 года отмечал: "... находящиеся на вооружении 3-дюймовые орудия образца 1915 года, конечно, неудовлетворительны, но в данный момент ни мы, ни армия ничего лучшего не имеют.... получить что-либо от своих заводов в ближайшее время надежды нет".

Работы по созданию универсальной полуавтоматической 45-мм АУ 21-К на базе противотанковой пушки обр.1932 года к моменту описываемых событий еще не начались, да и считать артсистему 21-К полноценным зенитным огневым средством для средних и крупных кораблей после принятия на вооружение не приходилось.

В первых своих беседах с итальянскими специалистами, например, с контр-адмиралом Фаскини, начальником Центрального управления оружия и морских вооруже­ний, наши специалисты пытались выяснить, имеет ли итальянский флот спаренную трехдюй­мовую зенитную АУ - видимо, такая артсистема считалась наиболее привлека­тельной для проектировавшихся отече­ственных лидеров. То есть для советского флота в приоритетах было именно спаренное орудие, причем не менее чем калибра 76 мм.

Узнав от Фаскини о существовании опытных образ­цов спаренной 100-мм зенитной АУ с вы­сокой баллистикой, руководитель советской делегации А.К.Сивков писал в Москву: «Спаренная четырехдюймовка инте­ресна нам своей конструкцией, мне бы ка­залось чрезвычайно полезным установить ее на «Красном Кавказе». Вес ее около 16 т. Установка таких пушек на «Красном Кавказе» упирается в вопрос остойчивос­ти».

Спаренные 100-мм АУ с длиной ствола 47 калибров, спроектированные пред­седателем НТК итальянского флота адмиралом Минизини, отличались простотой конструкции. Интересно, что стволы орудий, которые производились фирмой «Шкода» с начала Первой мировой войны, в большом количестве достались итальянцам в качестве трофеев от Австро-Венгрии. С использованием этого "подарка" в Италии артиллерийскую установку изготовил и испытал артилле­рийский завод фирмы «Одеро-Терни».

100-мм спаренная зенитная артиллерийская установка системы Минизини
100-мм спаренная зенитная артиллерийская установка системы Минизини
Ору­дия, смонтированные в одной люльке, имели клиновой затвор, открывающийся вправо, ствол длиной 5000 мм был лейнирован - лейнер длиной 4700 мм и массой 162 кг выдерживал 500 выстрелов. Заря­жание (раздельное для каждого орудия) могло производиться на всех углах возвышения, досылка унитарного патрона осу­ществлялась посредством досылателя, работавшего на сжатом углекислом газе.

Станок, автором конструкции которого и являлся адмирал Минизини, обладал ин­тересной особенностью: он позволял при помощи гидравлики или вручную подни­мать оси цапф в пределах 900 мм, что уп­рощало механизм вертикального наведения и позволяло при максимальном угле возвышения 78 град, уменьшить высоту и массу АУ. Механизмы горизонтального и вертикального наведения снабжались электроприводами, максимальная скорость горизонтального наведения состав­ляла 13 град./сек, вертикального - 7 град./ сек.

100-мм/47 артиллерийская установка на борту корабля
100-мм/47 артиллерийская установка на борту корабля

100/47 артиллерийская установка должны были стать основ­ным зенитным вооружением всех круп­ных кораблей (начиная с легких крейсе­ров) итальянского флота и в конце 1930 - начале 1931 годов АУ проходила испытания. Обещая показать ее группе советских спе­циалистов, Морской министр Италии с юмором заметил, что «аэроустановки» видел только испанский король, но так как он не имеет компетенции в морской зенитной артиллерии, то можно считать что их никто не видел».

Несмотря на то, что неко­торые данные орудия и установки по по­нятным причинам давались итальянцами «с запросом», выбирать нашим специалистам не приходилось - лучшего никто не предлагал. Поэтому они активно «аги­тировали» свое руководство за покупку артсистемы «Минизини». Однако, несмотря на очевидную выгоду от контракта итальянское Морское министерство не приняло на себя ответственность за разрешение фир­ме «Одеро-Терни» на продажу «аэроустановок» СССР - его дал лично премьер-министр Б.Муссолини. Но одними орудиями не ограничились, параллельно был поднят вопрос и по системам управления огнем.

Действия расчета спаренной 100-мм/47 артиллерийской установка (вероятно крейсер типа "Тренто")
Действия расчета спаренной 100-мм/47 артиллерийской установка (вероятно крейсер типа "Тренто")

Приборы управления стрельбой (ПУС) морской артиллерии собственной разра­ботки в отечественном флоте отсутство­вали. В тоже время надо отметить, что в российском флоте активно шли работы по внедрению подобных систем, например на "гангутах" ставили ПУС завода Гейслера. В распоряжении наших артиллерис­тов имелись лишь два простейшие корабельные центральные автомата стрельбы (ЦАС): автомат высоты прицела, являв­шийся основным элементом системы Гейслера, был создан в 1910 году под руковод­ством НА Федорицкого на одноименной фирме; прибор Поллэна, приобретенный в 1912 году в Англии.

В 1927-1928 годах бывший офицер русского флота С.А.Изенбек предложил схему нового прибора – автомата прямого курса неприятеля - в 1929 году закончили разработку технического проекта. Но примерно в то же время в Англии за­купили другой прибор аналогичного на­значения - автомат курсового угла и рас­стояния (АКУР), после чего работы по изобретению С.А.Изенбека прекратились.

Справка: На линкоре "Парижская коммуна" при модернизации 1935-1937 годов прежние ПУС системы Гейслера образца 1913 года подверглись существенным изменениям: вместо одного ЦАС типа "Поллэн" (английской фирмы "Арго") в схему ввели два новух "АКУР" (ангнлийской фирмы "Виккерс") и приборы синхроной передачи данных центральной наводки ЦН-29.

И без того крайне немногочисленных специ­алистов в этой весьма специфической области военной техники не обошли сторо­ной «необоснованные репрессии» . Поэтому, возможности итальянской техники в создании корабельных артиллерийских электромехани­ческих счетно-решающих устройств, а так­же морской оптики были восприняты с искренним удивлением и вос­хищением.

Разрез командно-дальномерного поста "Дуплекс" итальянской фирмы "Галлилео"
Разрез командно-дальномерного поста "Дуплекс" итальянской фирмы "Галлилео"

Итогом было мнение ру­ководителя группы советских специали­стов, которое он высказал начальнику Морских сил республики: «Я полагал бы необходимым купить у «Галилео» приборы для наших новых эсминцев (лидеров пр.I) с тем, чтобы при технической помощи «Галилео» поставить в дальнейшем производство «централей» у нас». Ревво­енсовет СССР, заслушав сообщение НМС Р.А.Муклевича, постановил: «РВСС счи­тает целесообразным заказать два таких прибора для двух новых эсминцев и один для промышленности, всего на 750 тысяч руб., добившись на эту сумму и техпомо­щи».

Так советский флот получил доступ к новым технологиям в области приборов управления стрельбой. Обидно, но это было так.

Авто
5,66 млн интересуются