Найти тему
Закреплено автором
Navygaming Channel
Русские дредноуты, "Красная горка" и Кронштадтский лед /3/ Как сделать правильный выбор?
1149 · 1 день назад
Navygaming Channel
Из Гельсингфорса уходили сквозь льды/1/ 180 миль за 5 суток - и Первый отряд в Кронштадте
3 дня назад
Navygaming Channel
"С якоря в пять. Курс – Ост-...– Будет знатный кегельбан - И старший в ответ: -Есть, капитан!"/2/ Е1 - курсом на Зунд
404 · 5 дней назад
[Memory] РПКСН ТК-208 "Дмитрий Донской" - "АКУЛА" будет музеем!! Продолжаю отслеживать ситуацию с судьбой ракетного подводного крейсера стратегического назначения. И наконец появились новости, причем не такие как фантастические как ранее (хотя одно другому не мешает), но главное -- более определенные и ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ! Несколько дней назад в отраслевых телеграм-каналах появилась информация, что решение по судьбе тяжелого ракетного подводного крейсера стратегического назначения (ТРПКСН) «Дмитрий Донской» (проект 941 «Акула») принято окончательно, и теперь этот корабль станет музеем, причем в Санкт-Петербурге. Данную информацию встретил на ресурсах "Медиапалубы", затем об этом проинформировал и мурманский ресурс - "Северпост.RU" (Информационное агентство). При этом особых восторгов и громких обещаний не было, что показательно - было сказано, что "музей на базе АПЛ «Дмитрий Донской» будет в Санкт-Петербурге, однако «это случится не очень скоро". Не скоро - так не скоро, и это понятно. Эпопея с К-3 длилась наверное не менее трех лет (это активная фаза), а здесь и корабль побольше, и работы "по-круче". То что никто не обещает оперативного решения такой сложной задачи наоборот вселяет уверенность, что ее решат, )). И это не просто какое то "голословное обещание". К основным работам, которые надо выполнить в первую очередь, отнесли работа по вырезанию реакторного отсека. Кроме того следует подготовить проект реконструкции лодки под будущее использование в рамках так называемой "музеефикации". За работу с реакторным отсеком думаю нам, грешным, переживать не стоит - отечественные корабелы этот процесс уже освоили, и справляются с ним "уверенно". А вот что касается проекта "музеефикации" - тут конечно хотелось бы, чтобы "ответственные лица" подошли с максимальной осторожностью, заботой и вниманием. Не хотелось бы повторения "Авроры", К-3 и Б-396, по мне так вариант с Д-2 более подходящий и для ветеранов (в первую очередь), и для любителей истории, и для посетителей. Понятно, что заполнять пространство, например, ракетных шахт и реакторного отсека чем то надо - но это можно сделать в рамках разумного. Как мне кажется с К-3 наши "дизайнеры" и "музейщики" немного перестарались. С другой стороны состояние внутренних отсеков (как мне кажется) у ТК-208 "Дмитрий Донской" должно быть получше чем у К-3 на момент начал работ по музеефикации, чем и были обусловлены такие кардинальные решения. В любом случае на Севере есть и еще корпуса лодок данного проекта, которые могли бы быть использованы для замены какого-то оборудования, которое приведено в негодность на "Донском" (это к примеру). Вот такая новость. Лично меня она радует и возможностью того, что будет сохранен эпохальный корабль советской эпохи - единственный в своем роде, и тем, что возможно мы с вами тоже к этому приложили руку. Если вы помните, пару лет назад мы поддержали петицию, которая касалась данного вопроса. Сразу успокою "горячие головы" - я далек от мысли, что именно эта петиция повлияла на данное решение, думаю все нет. Но петиция и публикации в поддержку этой идеи сыграли свою роль, и это замечательно. Да, я фантазер и мечтатель, но разве это запрещено? Вообщем, набираемся терпения, ждем, следим.
7 часов назад
[Library]"РЯВ на книжной полке", 73 Книги по РЯВ из моей личной библиотеки постепенно заканчиваются. Но по тематическим разделам № 2-3 книги еще есть, хотя их сложно разделить. Продолжим обзор пока хватит материала, даже для раздела № 1 кое что появляется! Впереди - 120 лет Цусимскому сражению. 2-66. Оборона Порт-Артура. Часть 1. А.фон Шварц, Романовский Ю.- 1908 (2025) Как понятно из оформления и года издания (!), это современное переиздание 1 части работы, изданной в 1908 году в Санкт-Петербурге. Здесь могу только представить вполне обоснованное пояснение сделанное составителями этого труда - в книге дается история обороны крепости по имеющимся на тот момент документам, в том числе - исторический очерк развития Порт-Артура как крепости (судя по всему из отчета полковника Величко, 1898 года). Авторы достаточно подробно восстановили весь ход обороны крепости до конца июля 1904 года, когда началась ближняя оборона крепости. Включает 15 глав с подробные пояснением содержания и достаточно интересные приложения, которые заслуживают внимания. Предполагалось, что будет (может и есть - надо поискать) вторая часть, где будет продолжение этого описания и бой непосредственно за крепость, включая минную войну. Что касается вопроса который нам ближе - действие флота, то здесь его не много, как говорят сами авторы, действия флота представлены только в части тех эпизодов, когда это отражается на действиях сухопутных войск! Тем не менее - прочитал с большим интересом, полезная книга, .написанная по горячим следам и теми людьми которым было близко именно тот уровень военного искусства, который был продемонстрирован. Кстати есть много любопытных схем и фото - у которых один недостаток - не высокое качество и слишком мелкие. Были бы они крупными - было бы просто замечательно. Немного напрягает старый шрифт, но при этом добавляет колорита времени. 3-81."Камбала" и другие. Подводные лодки германской постройки в Российском флоте. Царьков А.Ю.- МК-4(115)/2009. В сущности книга о целом семействе лодок немецкой постройки, которые появились в русском флоте после РЯВ, но мы эту книгу разметили здесь для того, чтобы вспомните те подводные лодки, которые оказались в круговороте русско-японской войны - это "Форель". Да, конечно серьезного влияния на ход боевых действий она не оказала, но помнить об этом эпизоде и этой подводной лодке надо - поэтому я добавил данный сборник "Морской коллекции" в наш список. Остальные лодки - это уже другой период времени, но тоже интересно - "Камбала", "Карп" и "Карась" тоже внесли свой вклад в развитие русского подплава. Структурно - все сделано по формату журнала, фотографии, схемы, чертежи - все к месту и лаконично. 3-82. Богини российского флота. "Аврора", "Диана", Паллада". Новиков В., Сергеев А. - 2009 Понимаю, что это книги не о самых "малоизвестных" кораблях российского императорского флота - в последние 15-20 лет об этих кораблях написано не мало, и издано книг тоже не мало. Более того - ждет очереди для этого списка еще одна подобная книга, но вспомнить надо - вдруг кто встретит. Итак, в "синей серии" Эксмо/Яузы издана книга о трех крейсерах русского флота, которые удивляли современников, а еще больше удивляют, более того - аж возмущают особо чувствительных современников, негодующих о том, какую пользу принесли или не принесли данные корабли русскому флоту. Оставим этих современников с их эмоциями - что касается книги, то нам предлагается достаточно подробный (уж точнее чем в "Стапеле"/"Эскадре") рассказ о данном типе крейсеров и их судьбе. Хорошее оформление, много фото и схем, хорошая бумага - но с другой стороны, ничего нового не узнаешь про эти корабли, если читал другие издания других авторов. Кстати, авторы мне не известны, не помню их книг, которые читал. Это конечно ничего не значит, но все таки. Библиография не большая - много смысловых отсылок к работам Поленова. Раздел по Порт-Артуру и Цусиме - Маниле - не большой, но он есть. Книга не идеальна, но в целом неплохо написанная и изданная. Если человек хочет познакомиться с крейсерами данного типа - вполне подходит.
1 день назад
Русские дредноуты, "Красная горка" и Кронштадтский лед /3/ Как сделать правильный выбор?
Продолжаем историю о русских линкорах типа "Севастополь" в годы Первой мировой и последующей за ней революции. Как мы помним, весной 1918 года линкоры в составе отряда перешли из Гельсингфорса в Кронштадт, где начался новый этап в их боевой службе и судьбе. Начало читать ЗДЕСЬ и ТУТ. В ноябре 1918 года у Балтийского флота появился новый противник – место Германии, которая из-за вспыхнувшей революции ка­питулировала перед Антантой, заняла Великобритания, отправившая свои корабли в Балтийское море...
1149 читали · 1 день назад
Потери ВМФ Германии в годы Первой мировой,1918/ №190
Уточняем последние (формальные) потери германского флота в годы Первой мировой войны (после интернирования части флота), вспоминаем особенностей гибели боевых единиц. К июню 1919 года - большинство "погибших" боевых единиц - корабли, интернированные в Скапа-Флоу и затем там затопленные своими экипажами. В основе материала - справочник Шишова А.А. (1996 год), немецкие потери представлены в хронологическом порядке, хотя для данного периода это уже не критично. Дополняем данные и подробности, насколько возможно...
110 читали · 2 дня назад
[Quiz, 11/2025] Новая неделя, новая викторина Предлагаем Вам новые вопросы для проверки ваших знаний. Правила прежние - вспоминаем отдельные детали событий военно-морской истории. Три вопроса по военно-морской истории и по военному кораблестроению: обдумываем ответ - формулируем его - получаем поздравления. Все просто! Но просим на вопросы отвечать кратко и по существу, не надо цитировать "Стены тексты" из источников. Постарайтесь четко формулировать ответ. Итак, начинаем. Вопрос 1: Так сложилось, что эти два генерала, служа своей стране, за свои заслуги и подвиги были удостоены наград другого государства, причем такого уровня, что каждый офицер этого государства мог только позавидовать. И как бы в "благодарность" - корабли, носившие имена этих генералов, оказались самыми сильными и результативными противниками в войне против той самой страны, учредившей эти награды Назовите генералов, награды, страны, корабли. Вопрос 2: С определенным чувством юмора можно сказать, что эта орудийная башня должна была считаться самой "дисциплинированной" в мире! Что это за башня? Вопрос 3: Этот вопрос - фотовопрос. Изучите представленные ниже четыре фотографии и попробуйте предположить, что их может объединять, кроме участия кораблей в одной войне, конечно. Шутливый вопрос, но имеющий под собой основания! Вот такие вопросы. Надеюсь они не вызовут больших затруднений. При необходимости - возможны подсказки, ). В данном случае фотографии-иллюстрации имеют значение Подведение итогов как всегда в среду. Всем удачи.
146 читали · 2 дня назад
Из Гельсингфорса уходили сквозь льды/1/ 180 миль за 5 суток - и Первый отряд в Кронштадте
В этом году мы уже публиковали несколько статей о подробностях перехода кораблей Балтийского флота в Кронштадт весной 1918 года, сначала из Ревеля в Гельсингфорс (читать ЗДЕСЬ), затем из Гельсингфорса в Кронштадт. В историю военно-морского флота эти переходы вошли под одним названием "Ледовый поход Балтийского флота". Частично, применительно к линейным кораблям типа "Севастополь" мы осветили данные события в отдельной статье (читать ЗДЕСЬ), однако для систематизации данных решили представить еще несколько отдельных публикаций по каждому из отряду кораблей, ушедшему из Гельсингфорса...
3 дня назад
[History] Дрезден Сегодня, 14 марта, правда 110 лет назад в 1915 году была наконец-то поставлена жирная точка в истории немецкой Восточно-Азиатской крейсерской эскадры вице-адмирала фон Шпее. В маленькой бухте Камберленд острова Мас-а-Тиера на архипелаге Хуан-Фернандес был затоплен командой последний оставшийся корабль этого соединения -немецкий легкий (малый, бронепалубный) крейсер "Дрезден" В бою у Фолклендских островов командиру крейсера - капитану 1 рангу Фрицу Эмилю Людеке повезло, его "Дрездену" удалось оторваться от преследователей и скрыться в просторах Тихого океана. Немецкий крейсер даже попробовал рейдерствовать у берегов Чили, но неудачно. До марта 1915 года «Дрезден» успешно скрывался у берегов Южной Америки, при этом случайно повстречался и со своими "знакомыми" – британскими крейсерами «Кент» и «Глазго», но опять ему посчастливилось уйти. Однако в третий раз фортуна уже оказалась не так благосклонна к немцам. 9 марта 1915 года немецкий крейсер бросил якорь в бухте Камберленд острова Мас-а-Тиера (архипелаг Хуан-Фернандес). Это был нейтральный порт, где крейсер мог находиться 24 часа. Но Людеке уже получил от командования разрешение на интернирование корабля, он сообщил губернатору, что будет дожидаться прибытия чилийского военного корабля, чтобы покончить с формальностями. Но немного не успел. Но утром 14 марта к острову подошли британские корабли: броненосный крейсер «Кент», легкий КР «Глазго» и вспомогательный КР «Орама», которые и обнаружили «Дрезден» под самым берегом в глубине бухты Капитан «Глазго» Люс помнил приказ Адмиралтейства: «Целью является уничтожение, а не интернирование», поэтому действовал крайне жестко и оперативно. В 8.50, подойдя на расстояние 8400 ярдов, крейсер "Глазго" (2 - 152 мм/50, 10 - 102 мм/50 орудий) приступил к обстрелу стоявшего на якоре «Дрездена», добившись попаданий первыми же двумя залпами. «Дрезден» (10-105-мм орудий) мог бы сразу капитулировать, но когда в бой вступил «Кент» (14-152-мм/45 орудий Mk VII ,10х- 12-фн. орудий), то Людеке открыл ответный огонь. Но силы были не равны, а положение германского крейсера, стоявшего на якоре, было безнадежным. Уже через три минуты "Дрезден", получив серьезные повреждения, поднял белый флаг. Стараясь выиграть время, Людеке отправил на «Глазго» лейтенанта Вильгельма Канариса для переговоров. По прибытии на "Глазго" Канарис заявил протест в связи с нарушением нейтралитета Чили, но его заявления не впечатлили англичан (удивительно, как же так?), и они отправили его обратно с требованием о безоговорочной капитуляции. Однако пока велись «переговоры», команда подготовила «Дрезден» к затоплению, Людеке свез на берег всю команду. И в 10.45 взорвался первый заряд в носовом погребе, второй заряд - в машинном отделении. А через 30 минут легкий крейсер «Дрезден» скрылся под водой, затонув на глубине 70 метров, а экипаж был высажен на берег. При обстреле корабля погибло 8 моряков и 29 было ранено. Вообще, можно сказать, что "Дрездену" повезло - ему в итоге пришлось иметь дело только с "Глазго" и "Кентом". Дело в том, что после Фолклендов за ним были отряжены "Инфлексибл", "Глазго", "Бристоль", "Карнарвон" и "Корнуолл" - страшно представить, если бы он попался этой эскадре в море. Но британское Адмиралтейство правильно рассудило, что не стоит линейным крейсерам гоняться по океану за легким крейсером, для этого есть и другим корабли, которые справятся с такой задачей. А линейные крейсера свою задачу выполнили - броненосные крейсера противника уничтожили, значит - пора вернуться в Метрополию или еще куда. Война только началась и впереди было много еще событий. Но для "Дрездена" все было уже кончено, впрочем как и для его систершипа - "Эмдена". Фото: 1-горящий крейсер "Дрезден" в бухте Камберленд острова Мас-а-Тиера 2- легкий крейсер "Дрезден" у берегов Чили 3- легкий крейсер "Глазго" 4- броненосный крейсер "Кент"
178 читали · 4 дня назад
[Quiz, 10/2025, итоги] Срочно подводим итоги мини-викторины, а то с текущими публикациями затянули этот процесс. Надо признать, что на этот раз почти все вопросы оказались нашим читателям "по силам", разве только некоторые придется чуть раскрыть. Но ведь именно для этого мы и делаем такие "подведения итогов" Предлагаем познакомиться с правильными вариантами ответов и фиксируем окончательный результат Начинаем Ответ на вопрос 1: Британская подводная лодка НMS "Сэлмон" ("Salmon"), которая первой потопила U-36 Творческое произведение - "Twelve Little S-Boats" ("12 маленьких подводных лодок типа S), Мировой бестселлер - "Десять негритят" Агаты Кристи, помните где была такая детская песенка - считалка. Кому интересна - ниже перевод (не очень литературный, но позволяющий понять смысл), как и в книге почти все погибли, войну пережили только три единицы из 12, (: "Двенадцать маленьких S- лодок "идут к нему", как Бевин , Морская звезда заходит слишком далеко - тогда их было 11; Одиннадцать бдительных S- лодок идут хорошо, а затем Морской конек не отвечает - значит, их 10. Десять приземистых S- лодок в рваной линии, Стерлядь падает и уходит, оставляя нас 9. Девять отважных S- лодок, все преследуют Судьбу, Акула настигла - теперь нам 8. Восемь крепких S- лодок, мужчины из Хантса и Девона , Лосось теперь запоздалый - и так число 7. Семь галантных S- лодок, пробуя все свои трюки, Спирфиш пробует новое - мы подходим к шести. Шесть неутомимых S- лодок, борющихся за выживание, Нет ответа от Рыбы-Меча - так что мы считаем 5. Пять грязных S- лодок, патрулирующих недалеко от берега, Снаппер берет короткий путь - теперь нас 4. Четыре бесстрашных S- лодки, слишком далеко от моря, Санфиш бомбили и ломали - нас всего трое. Три изношенных S- лодки, патрулирующих синее море Две ледовые S- лодки ... Одна одинокая S- лодка ... Оставшиеся в живых, оставленные незаполненными в фаталистической рифме, были HMS Sealion (выброшенный), HMS Seawolf (разбитый) и HMS Sturgeon (продан). Да, кстати, сама N65 "Сэлмон" (Лосось) подорвалась на мине и погибла в июле 1940 года. Ответ на вопрос 2: Читатели правильно определили события - речь про посещение Персидского залива и прибрежных стран русским крейсером "Богатырь". Для минимизации впечатления от захода в порты арабских стран залива русского КР французы ультимативно потребовали, чтобы "Боярина" сопровождал французский бронепалубный крейсер 3 класс (колониальный КР) "Инферно" (тип "Д`Эстре"). Однако французы не учли несколько моментов, которые дали "Боярину" преимущества: 1 (невольное) - "Боярин" был трехтрубным, в отличии от "Инферно", который имел "всего" 2 трубы, а для населения тех районов это имело значение!!! 2 (специально, вольное) - на борт "Боярина" поднялся управляющий генеральным консульством России в Бушире Г.В.Овсеенко, который хорошо знал местные обычаи и нравы. И теперь по приходу в любой порт главы местной власти первыми посещали "Боярин", нанося официальный визит генеральному консулу России, а уже потом русские наносили ответные визиты. В этой ситуации роль французского крейсера вообще сводилась до роли почетного эскорта русской делегации, что опять же играло ей "на руку". Ответ на вопрос 3: Главные герои - учебное судно "Моряк", на время кампании 1906 года объявленное "крейсером" (для поднятия престижа). Однако в предыдущую кампанию на его борту в октябре 1905 года возникли волнения среди матросов. Как докладывал командир "Моряка" и командир 11-го экипажа (около 700 человек) кап.2 ранга Ф.И.Бэр команда вышла из повиновения и не исполнила команду "идти в роты". А ночью 26 октября появилось много пьяных, но что удивительно - эти пьяные и спасли нижних чинов экипажа и их командира, так как никаких противоправных действий они не смогли совершить, а просто остались в экипаже. В итоге к ответственности привлекли всего три человека, а Бэр уже в декабре 1905 был произведен в кап.1 ранга и получил другое назначение. Вот как тут не скажешь - "не было бы счастья, да несчастье помогло" Вот такие ответы на вопросы. Они были немного путанными, но думаю интересными Фото 1 -"Д`Эстре" Фото 2 -"Моряк"
106 читали · 4 дня назад
Календарь памятных дат и событий мировой военно-морской истории/ Февраль
Продолжаем систематизировать памятные даты и события военно-морской истории для последующего их освещения в наших публикациях. Цель такого "календаря": 1.Не пропустить что-то важное и интересное; 2 - исключить, по возможности, ежегодные повторы одного и того же материала. Заодно проверить то, насколько мы сами это всё помним. В этих целях мы решили попробовать объединить исторические даты в списки и в течение 2024-2025 годов (с октября 2024 года) в отдельных статьях вспомнить и структурировать разные события, связанные с мировой военно-морской историей (период не имеет значения)...
4 дня назад
[History] Стерегущий 1.Донесение командира ЭМ "Решительный", начало (начало - ЗДЕСЬ); 2. Донесение командира ЭМ "Решительный", окончание; рапорт вице-адмирала С.О.Макарова по обстоятельствам боя, продолжение (продолжение - ЗДЕСЬ); 3.Рапорт вице-адмирала С.О.Макарова Наместнику А.Алексееву по обстоятельства боя "Решительного и "Стерегущего": ".... Случайным выстрелом были подбиты паровые трубы на «Стерегущем», который остался без двигателя. Если бы даже «Решительный» повернул на помощь «Стерегущему», он не мог бы его выручить, ибо неприятельский отряд, состоявший из 6 миноносцев и 1 минный крейсер был в четыре раза сильнее двух миноносцев. В этих условиях выручить «Стерегущий» было невозможно, а потому я считаю, что как капитан 2-го ранга Боссе, так офицеры и команда миноносца заслуживают награды в особенности Младший инженер меха­ник Кисляков. …. Покорнейше прошу Ваше Высокопревосходительство о награждении Командира и офицеров по Вашему усмотрению". Вице Адмирал Р. Макаров И.д. Начальник Штаб Контр Адмирал Молас 4.Рапорт (извлечение) от 26 февраля 1904 года Его Императорскому Величеству от Наместника Вашего Императорского Величества на Дальнем Востоке генерал-адъютанта Алексеева "В заключение считаю долгом донести Вашему Импе­раторскому Величеству, что рассмотрев действия командира эскадренного миноносца «Решительный», я не могу ему поставить в упрек, что он не повернул на помощь «Стерегущему». Силы были слишком неравные и, как не велика была потеря «Стерегущего», но, действуя иначе, мы могли, вместо одного, лишиться двух миноносцев. Оказать помощь с «Нови­ком» не мог и Командующий флотом, так как тонувший мино­носец окружил отряд крейсеров и миноносцев. Решение при встрече и начале боя с неприятелем - идти на него, а не вдоль берега - хотя и не вполне благоразумное, но отважное, и не может также служить обвинением". Алексеев. Данные с японской стороны (согласно официальной истории "Описание военных действий на море в 37-38 гг.Медзи") в целом подтверждают рапорты русских офицеров. Со стороны японцев в бою приняли участие четыре эсминца 3-го отряда истребителей: "Усугумо", "Синономе", "Сазанами", "Акебоно", к которым затем присоединились находящиеся вблизи крейсера "Токива" и "Читосе". Японцам удалось высадиться на борт "Стерегущего", чтобы поднять на нем флаг и взять на буксир. По их словам: "...оказалось, что жилая палуба его уже вся наполнилась водой, а верхняя палуба была залита кровью и на ней лежали груды трупов; среди них подобрали двух еще живых матросов". После неудачной буксировки в ввиду подходящих русских кораблей - "Баян" и "Новик", японцы обрубили буксир и ушли. "Стерегущий в 10 часов утра затонул в 7 милях на OSO от маяка Ляотешань. Представленные документы, на мой взгляд, ярко свидетельствуют, что действия командира эсминца "Решительный" были оправданными, и речь о том, что "Стерегущий" был оставлен без помощи уже не стоит. Действия командира "Стерегущего" лейтенанта А.С.Сергеева и его экипажа также были высоко оценены, иначе бы не было памятника скульптора Изенберга в Александровском саду Санкт-Петербурга (Каменноостровский проспект). Как говорят, единственный петербургский монумент в стиле модерн и последний, сооружённый до революции (да, я знаю его особенности и некоторые исторические неточности). Вечная память героям! P.S.Все таки интересно и полезно работать с документами. Кстати в тот же период, в тут же ночь состоялся еще один бой миноносцев - четыре русских миноносца ("Выносливый", "Властный", "Внимательный", "Бесстрашный") из 1-го отряда миноносцев вступили в бой с 1-м отрядом (4 эсминца) истребителей японского флота у Ляотешаня. Любопытно, что в своей "официальной истории" этот бой японцы назвали - "Сражение вплотную", а бой, где погиб "Стерегущий" - "Упорный бой, объединив их описание в статью под названием "Жестокий бой между отрядами миноносцев". фото 1 - памятник "Стерегущему" фото 2 - японский эсминец (истребитель) "Сазанами", пытавшийся буксировать "Стерегущий"
103 читали · 5 дней назад
"С якоря в пять. Курс – Ост-...– Будет знатный кегельбан - И старший в ответ: -Есть, капитан!"/2/ Е1 - курсом на Зунд
Да, мы знаем, что эти строчки советского поэта Николая Тихонова относятся (скорее всего к другому событию), однако их можно отнести и к тем боевым эпизодам, о которых пойдет речь в данной статье. Напомним, что прошлый раз мы решили вспомнить историю с прорывом в 1914 году британских подводных лодок на Балтику для действий против немецкого линейного флота. В первой части статьи мы познакомились (вспомнили) подробности событий, предшествующих самой операции и прорыв подводной лодки Е9 в русский порт Либава...
404 читали · 5 дней назад
[History] Стерегущий Донесение командира ЭМ "Решительный", окончание (начало - ЗДЕСЬ) "...Первая мысль была повернуть ему на помощь, желание ... было написано на лицах всех, но ввиду того, что помочь мин. «Стерегущий», было невозможно, а вверенный мне миноносец был бы в короткое время потоплен при повороте и имея повреждение паровых труб, я решил про­должать идти тем же курсом отстреливаясь. ... в начале 8 часа утра вошел в гавань и подошел к флагм.КР, чтобы свести раненых и лично доложил Адмиралу. Считаю долгом донести Вашему Высокоблагородию о беспримерном поведении за все время ...перехода господ офицеров и команды. Офицеры своими хладнокровными и спокойными распоряжениями, а также ... желанием сразиться с неприятелем воодушевляли команду, которая рвалась в бой и только неблагоприятное обстоятельство, т.е. пламя из трубы при ходе большем 14 узл. не давало нам возможности ночью незаметно подойти к одному из судов для минной атаки. Кроме того знания господ офицеров берегов оказало мне большую помощь, ввиду полного мо­его незнания местности ночью, так как я плаваю здесь только первый раз. Судовой механик мл.инженер механик Кисляков своей неутомимой энергией успевал из одной кочегарки в дру­гую и лично руководил перенесением и перевязкой раненых. Машины самым полным ходом работали безукоризненно. ... Кап.2-го ранга Боссе 1-й. Интересно, что в-адмирал С.О.Макаров, изучив обстоятельства боя, доложил свое мнение Наместнику рапортом: "...посетил Командира мин.«Ре­шительный», Кап. 2-го ранга Боссе, который лежит в по­стели и еще не оправился от полученной контузии. ... выяснилось следующее: Мин.«Решительный» и «Стерегущий» 25 февраля вечером на высоте Дальнего встретили превосходя­щие их силы неприятеля и удачно избежали столкновения с ними обходом в море. Затем уже на рассвете подходя с юга ко входу в Порт-Артур, заметили сначала 4е, а затем подальше еще 2 миноносца и один минный КР, шедшие на пересечку нашим. Маневрирование «Решительного» и «Стерегущего» для избежания встречи повело к соответственным поворотам кильватерной колонны японцев с явным намерением охватить наших и поставить их в два огня. Видя это командир «Решительного» повернул прямо на неприятеля и пошел полным ходом, имея «Стерегущего» в кильватере в расстоянии 2-3 кбт. Японцы были, ви­димо, озадачены таким приемом. Огонь они открыли с рассто­яния кабельтовых 7, а потом сблизились до 4х, и шли параллельным курсом. Наши отстреливались на обе стороны. Несмотря на контузию полученную Командиром он все время вел миноносец, который получил серьезные поврежде­ния. Мл.инженер Механик Кисляков с полным хладно­кровием успевал исправлять повреждения в паровых трубах и потому ход был самый полный. Выстрелы «Решительного» заставили один большой неприятельский миноносец повернуть обратно; остальные по­немногу отстали. В начале боя было замечено на «Стерегущем» повреж­дение паровых труб или котлов, так как из него повалил пар, и он сразу отстал, а в это время на него насел неприятель, окруживший его со всех сторон. Повернуть ему на выручку значило бы погубить наверняка вместо 1го миноносца два, почему «Решительный», не изменяя ни курса, ни хода пошел в Порт-Артур, куда и прибыл в 8 часу утра... ...считаю долгом вы­разить мое мнение, что кап.2-го ранга Боссе, когда он увидел перед носом неприятельские миноносцы не следовало брать курса на них, а уклониться в сторону, хотя курс и уводил от своего порта. Очевидно кап.2-го ранга Боссе не рассчитывал, что его миноносец будет иметь преимущество в ходе, а потому поступил иначе, взяв курс на неприятеля. Решение это отважное, хотя может быть и не совсем благоразумное, а потому я не признаю возможным обвинить его за такое решение. Случайным выстрелом были подбиты паровые трубы на «Стерегущем», который остался без двигателя. Если бы даже «Решительный» повернул на помощь «Стерегущему», он не мог бы его выручить, ибо неприятельский отряд, состоявший из 6 миноносцев и 1 минный КР был в 4 раза сильнее двух миноносцев. Окончание следует... фото 1 - лейтенант Сергеев, Александр Семёнович, командир "Стерегущего" фото 2 - памятник
105 читали · 6 дней назад