Дайджест/7/ (перечень) публикаций канала с 24 ноября по 7 декабря 2025 года
Navygaming Channel
19,1 тыс
подписчиков
Канал освещает события военно-морской истории. Канал о боевых кораблях, о сражениях и вооружении, о людях, которые посвятивших морской службе. Включен Роскомнадзором в перечень персональных страниц, ссылка - https://knd.gov.ru/license?id=673f37ea1039886b1d0add7f®istryType=bloggersPermission
Зарегистрированная страница
Закреплено автором
[Модель] "Парижская коммуна", 6 Очередная подборка фотоматериалов со "сборочного стола", - перед нами галерея промежуточных шагов, в результате которых раз-за-разом создается тот или иной компонент, элемент, часть линкора "Парижская коммуна" (ключевая статья - в разделе "В мире моделей"-ССЫЛКА). В настоящий момент мастер продолжает заниматься отделкой корпуса, как ниже ватерлинии, так и выше. Отдельное внимание (самое тщательное) - палубному настилу. Как известно "Все самое лучшее" кроется в деталях. Фотография 1 - начинаем разметку кормовой части корпуса, здесь есть чем заняться и на верхней палубе и на уровне батарейной; Фотография 2 - заготовки для валопроводов и винтов. Пусть читателя не смущает их количество, мастер одновременно работает над несколькими корпусами одновременно. Конкретно по кораблю мы помним, что главные механизмы силовой установки линкора типа "Севастополь" размещались в трёх машинных отделениях и состояли из 10 паровых турбин системы Парсонса, работавших на четыре вала; Фотография 3 - перед нами как раз все четыре готовых корпуса будущих линкоров (в планах нашего канала представить все три, или больше, )); Фотография 4 - корпус почти готов, даже днище покрашено! однако предстоит еще много работы; Фотография 5 - переходим к палубному настилу, и в первую очередь все снимаем; Фотография 6 - готовим тиковый настил для вырезов в районе кормовых орудий ПМК; Фотография 7 - "тиковый настил" уложен - "досточка к досточке" (шутка такая); Фотография 8 - накрываем палубным настилом "под дерево" всю верхнюю палубу; Фотография 9 - полубак (он здесь уже постоянный, не временный, и более крепкий) тоже надо накрыть "деревом"; Фотография 10 - последний штрих - размещаем и обозначаем "приятные глазу мелочи" - якорь, трапы, двери, иллюминаторы с "медной" окантовкой. Согласитесь красиво, но трудоемко! Очередной этап завершен, впереди - следующие. Автор модели - читатель нашего канала, ему можно задать практический вопрос. Он читает комментарии и отвечает. Делаем паузу, но не на долго.
Как «пример упадка и разложения Британии» оказывал сопротивление... / "Королевский ковчег" в деле: первые победы, первые потери
Продолжаем историю британского авианосца "Арк Ройал". Ранее мы познакомили читателей процессом создания данного корабля и составом его авиагруппы. На очереди - его боевая служба и боевой путь... К началу Второй мировой войны Британский Королевский флот имел уже довольно большой опыт эксплуатации авианосцев, были достаточно хорошо отработаны вопросы передачи таких кораблей флоту, укомплектования их экипажем и самолётами. Так что серьезных проблем с освоением "Арк Ройала" возникнуть не должно было, тем более, что экипаж начал осваивать новый корабль ещё на этапе его достройки...
Дайджест/8/ (перечень) публикаций канала с 8 декабря по 21 декабря 2025 года
Назначение статьи - попытка повысить уровень информированности наших читателей о новых публикациях, которые выходят на нашем канале. Почему? - объяснение ЗДЕСЬ. Посмотрим как это поможет изменить ситуацию. Соответственно, каждые две недели, по воскресеньям, выпускается подобный дайджест (перечень публикаций) с краткой аннотаций статей и постов, которые были опубликованы и размещены на канале. Для каждой публикации будет добавлена ссылка. Перечень публикаций для удобства пользователей структурирован хронологически и разделен на части: Статьи, посты, видео, иногда - периодические публикации...
[Quiz, 51/2025] Снова воскресенье, очередное в этом месяце, но оно уже предпоследнее в уходящем году! Скоро уже новогодняя ночь, Новый год, но викторины продолжаются. Все стандартно: три вопроса по военно-морской истории, вспоминаем события "всех времен и всех флотов". Вопросы разной степени сложности. Надеемся на активное обсуждение вариантов. И не забывайте требовать подсказок, если затрудняетесь, задавайте вопросы. Начинаем. Вопрос 1: На войне всякое бывает, и случаи невезения и случаи везения. Как то советская подводная лодка после потопления вражеского корабля была вынуждена лечь на грунт на глубине всего 10 метров, ее обнаружили и начали бомбить. Каким то образом от сотрясения ввиду близких взрывов открылся люк лодки (как - не представляю!), и их лодки выбросило флаг, бушлат. Все это всплыло и плавало на поверхности. Противник решил, что лодка уничтожена. Более того, по словам очевидцев, катер противника "очень точно" определил место нахождения противника, после чего ушел. Вопрос - каким образом катер ПЛО противника нашел советскую лодку? А может вы еще и лодку назовёте? Вопрос 2: Как известно, "У победы много отцов, и только поражение - сирота". В очередной раз эта пословица получила подтверждение при проведении очередного союзного конвоя их Исландии В Мурманск в 1942 году. В ходе атак на конвой немецкие подводные лодки потеряли одну субмарину. И свои претензии на честь потопления этой подводной лодки предъявил как английский флот, так и советский Северный флот, корабли которых сопровождали конвой. "Злые языки" говорили, что если бы в составе эскорта конвоя шли и американские корабли - они бы тоже претендовали на этот трофей. Что за немецкая подводная лодка стала "виновницей" такого спора, и кто же на самом деле ее потопил? Вопрос 3: Обычно боевые корабли получают свои прозвища за какие то "геройские" подвиги или особенности боевой службы. Этот корабль после одного боевого эпизода (который в последнее время ставится под сомнения и считается не достоверным) вполне мог получить прозвище "Бешеная баржа ПВО", или "Вулкан огня", или "Смерть японским самолетам". Однако экипаж его систершипа за участие в другом боевом эпизоде (морском бою) дал этому кораблю совершенно иное, причем обидное (можно сказать - оскорбительное) прозвище. И это не смотря на то, что бой в итоге закончился удачно для этих кораблей, причем с отличным счетом в их пользу. Что это за корабли, что за бой. Если назовете "обидное прозвище" - вообще будет замечательно. Вот такие вопросы. Согласитесь, они не сложные, но может быть и не идеально сформированные. Но мы уверены - уровень знаний наших читателей позволит найти правильные ответы. Ждем правильных ответов. Всем удачи. Подведение итогов планируем на среду, ну а там - как получится! Иногда фотография что-то значит для вопроса, а иногда фотография просто фотография, )
Когда судьбу "Семи провинций" решают не две подводные лодки, а одна 50-кг бомба
Когда-то, давным-давно, возможно в начале 90-х годов ХХ века, в журнале "Океанъ" (именно так, с "твердым знаком") с удивлением прочитал о восставшем броненосце, и это был не всемирно известный "Князь Потемкин Таврический", это был голландский броненосец со странным, трудно переводимым названием "Де Зевен Провинсиен". И до сих пор помню, что в той истории меня удивило две "вещи", первое, что в тридцатые годы ХХ века где то в Индонезии все еще использовались броненосцы (тогда я был свято уверен, что все броненосцы "закончились" еще после Первой мировой)...
[Советский подплав] Щ-138 Ранее мы вспомнили трагический случай в Николаевске-на- Амуре, где от взрыва торпед затонуло две подводные лодки: Щ-318 (на ней произошел взрыв) и Щ-118 (находилась рядом). Судьбу Щ-118 мы обсудили ранее - ее восстановили, и она 31 декабря 1942 года уже вошла в строй, участвовала у в боевых действиях против Японии, и была разобрана на металл в 1956 году, через 14 лет после трагических событий. Судьбы Щ-138 оказалась более печальной, и хотя ранее (ЗДЕСЬ) мы кратко пояснили, что случилось с ней после взрыва, предлагаем познакомиться с другими подробностями, в первую очередь с тем, как поднимали и "топили" лодку еще раз... Итак, как вы знаем уже, подводная лодка Щ-138 (точнее то, что от неё осталось) затонула на ровном киле, уйдя в воду по самую рубку прямо на месте стоянки. Продуванием трёх оставшихся неповреждёнными отсеков (с 5-го по 7-й) и цистерн, а так же с помощью понтонов и плавучего крана Щ-138 была поднята и подготовлена к буксировке в Советскую Гавань. Зачем? Сложно сказать. Но как бы не "хотелось" остатки лодки туда быстро отбуксировать этого не получилось - в 1942 году она туда так и не попала: "выйдя" 16 августа на буксире из Николаевска, она ровно через месяц после Николаевского взрыва, 18 июля 1942 года вновь затонула, на этот раз в Амурском лимане. Начался шторм и шестидюймовые стропы поддерживавших лодку на плаву понтонов лопнули... При этом аварийную субмарину не успели сразу покинуть трое из находившихся на её борту во время буксировки человек. Однако им удалось благополучно подняться на поверхность с небольшой глубины на месте затопления (9 метров) даже без индивидуальных спасательных аппаратов – их просто не было! Вместе с другим уцелевшим лодочным имуществом те были выгружены с борта Щ-138 перед началом её буксировки. Что то похожее будет уже в "атомном веке подплава", но с трагичным концом, (. В сентябре - октябре 1942 года были предприняты две поочерёдные попытки нового подъёма Щ-138, но из-за плохой погоды обе они закончились безуспешно. Работы по подъёму злосчастной «щуки» удалось возобновить лишь с началом навигации следующего, 1943 года. На этот раз «сто тридцать восьмой», занялись специалисты 73-го аварийно-спасательного отряда АСС ТОФ, прибывшие в Амурский лиман на спасательном буксире "Тельман" вместе с приданными экспедиции тральщиками №112 (бывший буксирный моторный катер "Рыбак") и № 135 (бывшим буксир "Полярник"). 28 июня 1943 года спасателям удалось завести кормовую пару 80-тонных судоподъёмных понтонов, остропив их за гребные валы затонувшей подводной лодки, и после продувки корма «щуки» оторвалась от грунта. После этого под корпус лодки завели стропы для носовой пары таких же понтонов, остропили их и продули. На следующий день остропили ещё один, пятый понтон, установив его поперек корпуса лодки, в торце её разрушенной взрывом носовой части. После его продувки Щ-138 полностью всплыла, но тут начался шторм, и «щуку» пришлось ... вновь затопить! Только через 3 суток она была, наконец, поднята окончательно и 11 июля 1943 года переведена из Амурского лимана в закрытый от волн район для подготовки к продолжению буксировки в Советскую Гавань. По прибытии Щ-138 туда, в Главной базе Северной Тихоокеанской флотилии начала работу специальная комиссия, в состав которой, в частности, входили и подводники из 3-й бригады ТОФ. В итоге о судьбе Щ-138 комиссия записала следующее: «От восстановления «Щ-138» отказаться и рекомендовать руководству флотом исключить её из действующего состава». Решение комиссии утвердили... Так и не побывав ни в одном боевом походе, новейшая - 1941 года постройки советская подводная лодка Щ-138 (Х серии) была списана на слом... Такие вот дела. Кстати, как сообщил один наш читатель, это дело рассекречено и с ним можно познакомиться в архиве в Гатчине. Я точно в Гатчину в ближайшие годы не попаду. Но если кому то интересно, удобно и доступно - вперед! С уважением
Субмарины от "Холланда" в джунглях Амазонии - когда про "Летучий Голландец" еще никто и не читал / Книжка из детства
"...Аракара осветилась. Вода была бледно-розовой, а берега ярко-зелеными.
Впереди стал виден слепящий плес Рере. Он даже как будто был немного
выпуклым посредине. От нас его отделял узкий мыс, поросший папоротником. ... Я с изумлением увидел, что мыс удлиняется! Он менял свои очертания на глазах, делался ниже и уже. И вдруг я понял: это нос подводной лодки, тупо обрубленный, как секира, выдвигается из-за мыса! Еще несколько секунд, и она уже вся на виду: серая, в пятнах камуфляжа, как змея, очень длинная, без всяких опознавательных цифр или букв...
Даже для смертников вход в пролив Хокса оказался закрыт/ А ведь стучаться в ворота Скапа-Флоу немцы начали еще в Первую мировую
Скрытность сближения и внезапность атаки всегда были важными тактическими приемами в морском бою. Одно время это было "уделом" быстроходных парусных фрегатов и корветов, затем эту функцию перехватили крейсера и миноносцы, а с появлением подводных лодок в составе флота именно субмарины перехватили первенство в этих вопросах. А вот важнейшими объектами атаки как были военно-морские базы, морские крепости и порты противника - так ими они и остались. Вспомним несколько подобных эпизодов. База английского флота в Скапа-Флоу издавна привлекала внимание немецких подводников...
Взрыв четырех запасных торпед смертелен для субмарин /107/ Некоторые вопросы по старому "делу"
Гибель боевых кораблей в мирное и военное время от рук шпионов и диверсантов - не редкость для военных флотов мира. Другое дело, что не всегда данные случаи, которые воспринимаются как катастрофы находят свое подтверждение. Одно дело, когда у борта всплывают вражеские боевые пловцы и сдаются в плен, как это было в Александрии и при подрыве двух британских линкоров. Другое, когда имеются только предположение о том, что вызвало взрыв, так было при взрыве итальянского "Бенедетто Брина", русской "Императрицы Марии", советского "Новороссийска"...
[Quiz, 50/2025, итоги] Подводим итоги очередной мини-викторины. Опыт подсказывает, если в течение первых 2-3-х дней не получены правильные ответы (или вообще варианты ответов) на все вопросы, то простым увеличением сроков проведения викторины проблему не решить, )). Если конечно не подключатся очень хорошо подготовленные люди, а такие у нас есть среди читателей. Предлагаем познакомиться с правильными вариантами ответов и зафиксируем окончательный результат, думаю это будет интересно. Начинаем. Ответ на вопрос 1: Вопрос был достаточно сложным и спорным, потому что в его основе текст из книги А.Александров "Два боя крейсера Кент", в которой описывается Фолклендский бой. В частности погоню британского крейсера "Кент" за немецким крейсером "Нюрнберг". Согласно этой книги, "Нюрнберг" вел огонь по "Кенту" из своих 105-мм орудий на дистанции, когда "Кент" не мог его "достать" из своих 152-мм пушек. Почему? Это мне не ведомо, но так написано. Цитата: "...В 17:00 «Нюрнберг» открыл огонь по своему преследователю из двух кормовых и орудия № 4 левого борта, стреляя залпами на максимально возможной для его 105-мм пушек дистанции в 56,6 кабельтова. Первые несколько снарядов упали за кормой британского броненосного крейсера.... Старший артиллерийский офицер "Кента" приказал дать залп из носовой башни на максимальном угле возвышения орудий. Однако снаряды легли с недолетом. Тем временем немцы достаточно быстро пристрелялись. Германские «подарки» стали падать в море достаточно близко от бортов «Кента», и вскоре один из них разорвался на верхней палубе в корме по правому борту...." Да, у британцев были проблемы с определением дистанции на большом ходу, но ведь четко написано - "дали недолет" на максимальном угле возвышения! Итак, правильный ответ - "Нюрнберг" и "Кент". Кто-то скажет: "Этого не может быть", но ведь - "...так пишет "Таймс"( из классики) Ответ на вопрос 2: Да, вернувшись из боя (Второй бой в заливе Сирт) крейсер "Юриалес" немедленно стал готовиться к выходу в море. Слово командиру крейсера капитану 1 ранга Э.У.Бушу: "...Этим вечером адмирал Вайэн отобедал с тремя командирами крейсеров, устроив им самую лучшую трапезу, какую мог обеспечить город. Я приполз на борт незадолго до полуночи и обнаружил, что команда работает, что лучше всего характеризует людей..." Вот по такой причине командир эскадры оторвал командиров от подготовки кораблей. Ответ на вопрос 3: До начала кампании 1831 года в Российском флоте использовалось "морское времяисчисление", начинавшееся каждые сутки с ПОЛУДНЯ, то есть на 12 часов позже начала "гражданских суток". И только 8 марта 1831 года начальник Главного морского штаба приказом № 61 объявил "принять с открытием плавания в 1831 году на всем российском флоте обыкновенное гражданское времяисчисление, то есть начиная каждые сутки с ПОЛУНОЧИ". Вот как то так. По этой причине придуманная ситуация вполне могла иметь место. Вот такие ответы, надеюсь было интересно Приглашаем принять участие в новой викторине, она будет объявлена уже скоро, как всегда - в воскресенье. Фотография - Пробоина от снаряда "Нюрнберга" в кожухе вентилятора "Кента".
[Модель] "Парижская коммуна", 5 Новая подборка материалов со "сборочного стола", где создается линкор "Парижская коммуна" (ключевая статья - в разделе "В мире моделей"-ССЫЛКА). Кому интересно - в комментариях к посту и ключевой статье можно задать вопрос мастеру, который создавал корабль! Новый этап - отделка корпуса, после того, как "каркас" со всеми шпангоутами, "промежуточными" палубами и обшивкой позволил получить вполне узнаваемый силуэт корабля - приступаем к этапу "доводки". И здесь на первое место выходят шпатлевка, наждачка и т.п. Да, и ведь надо не забывать про блистеры (так в советском флоте в тот период называли були). Фотография 1 - восстанавливаем требуемый вид казематов противоминной артиллерии (броневое прикрытие 120-мм орудий) Фотография 2 - форштевень выгляди не презентабельно, но это только начало. Зато казематы ПМК уже приобрели свой вид. Фотография 3 - вот уже и носовая часть почти готова. Остались детали Фотография 4 - за корпус взялись "по-взрослому". Что надо замазали, что нужно затерли и зашпаклевали Фотография 5 - а вот и до булей (блистеров) дошли Фотография 6 - как известно, в любом сложном и трудном деле без скотча не обойтись! Фотография 7 - борта приобретают более привлекательный и исторически достоверный вид. Но отделка не закончена Фотография 8 - когда что-то делаешь, всегда следует помнить как это было "на самом деле", ) Фотография 9 - тщательности и трудолюбия и на этапе затирки и шпаклевки не мало. Фотография 10 - вот и готовый корпус. Можно оценить! А помните мы обсуждали, что делать если пластик на бортах прогибается. Теперь ничто и нигде не прогибается! Очередной этап завершен Напоминаю, автор модели - читатель нашего канала , можете задать ему практический вопрос. Он читает комментарии и отвечает. Делаем паузу, и на следующей встрече понаблюдаем за следующими шагами на "домашнем стапеле". P.S. Кстати, слово "шпаклевка" и "шпатлевка" имеют разные корни, но в русском языке обозначают практически одно и тоже, как и производные на основе этих слов.
"Гориция" против "Литторио" - чей же снаряд? Это принципиально! /2/ Когда крейсер подтвердил свой девиз, но успехов не добился
Продолжаем вспоминать подробности из боевой службы итальянского тяжелого крейсера "Гориция". Начало - читать ЗДЕСЬ Тяжелый крейсер «Гориция» в ходе Второго боя в заливе Сирт не смог добиться результатов ...Первым крупным боевым эпизодом 1942 года для «Гориции» стал «Второй бой в заливе Сирт». Причиной боя и главной целью операции для итальянского флота стало намерение перехватить очередной британский конвой «MW-10», который 20 марта вышел из Александрии на Мальту. Для сопровождения четырёх транспортов...
