Согласно предвоенным взглядам Ил-2 должен был именно быть бронированной машиной для атаки защищённых целей на поле боя, поддерживать наземные войска.
А это почти полностью исключало воздействие на цели в глубине обороны противника. Первостепенной задачей была поддержка своих войск.
В ходе войны это мнение все более укрепилось, что наиболее целесообразно обрабатывать передний край противника, по сути заменяя атаками штурмовиков действия собственной артиллерии.
Что касается защиты.
Да, бронекорпус спасал пилота от осколков и от пуль пехотинцев.
Но если из зенитного автомата 20-мм снаряд попадал в броню под прямым углом, то шансов выжить у летчика не оставалось.
Что касается атак вражеских истребителей, то они были вооружены пушками и могли поразить Ил-2 разными способами. Отстрелить крылья и хвост, попытаться пробить броню. К примеру, зайти сбоку и пробить бортовую броню, чтобы угол попадания снарядов был 30 градусов и больше.
Вот как об этой тактике, которой обучил генерал Мельдерс в ноябре 1941 г. в Крыму, вспоминал немецкий летчик Кайзер:
«Стремительный вираж, и под углом 30° его очередь впивается в русский штурмовик в районе кабины. Неприятельский самолет тут же вспыхнул и упал. В следующий момент раздался его голос: «Видел, как я сделал это? Атакуй следующего!»
Я выполнил его прием, и Ил-2 врезался в землю. «Повтори!» Почти как в учебном бою: тот же заход на цель, короткая очередь, и третий штурмовик падает горящим».
Чтобы этого не было нужно было маневрировать, хотя и Ил был тяжел для манёвров. К тому же пилот должен был быть просто идеально выучен для манёвров с истребителями.
Да несмотря ни на что удавалось благодаря защите выполнять свои задачи.
В октябре 1941 г. Ил-2 ударили по аэродрому Молвотицы южнее Демянска немецкий военный врач Киллиан вспоминал:
"Артиллеристы палят из пушек трассирующими снарядами малого калибра, снаряды попадают в цель, но отлетают в стороны. Это хорошо видно".
С таким самолётом вполне можно было атаковать ближние тылы, тогда и противодействия было бы меньше.
Даже можно было бомбить с большой высоты.
Эта возможность судя по всему так и не была реализована.
Вот как вспоминал атаки штурмовиков маршал авиации Ефимов:
"штурмовик обязан наносить удар там, где ему приказано, и отступать некуда. Или пан, или пропал!"
А сбережение людей? А матчасти? Не лучше не идти в пекло, а нанести удар по тылам врага?
Для атак "в лоб" самолёт должен быть более маневренным, чем "утюг" Ил-2, чтобы уворачиваться от зенитного огня. Лучшие летные качества должен был дать мотор. А более мощных моторов не было.
Иногда больше эффекта он производил на поле боя только как пугало для немцев.
Пехотные командиры говорили, что штурмовики просто должны были полетать над немцами, чтобы те попрятались, а пехота используя этот момент продвинулась бы вперёд.
Ил-2 идеально подходил для ударов по незащищённым тылам.
Ведь в тылу и есть множество хороших целей. Эшелоны с топливом и боприпсами, склады, колонны войск и техники.
Вот Растренин приводит эффективность одного удара:
"26 января 1943 г., лейтенант С.И. Смирнов и старший лейтенант С.В. Слепов из 7-го ГвШАП 230-й ШАД нанесли ...эффективный удар по эшелонам противника. Выполняя в сложных метеоусловиях задачу по поиску железнодорожных составов противника на перегонах и станциях в районе Ставрополь – Тихорецк – Кавказская, летчики обнаружили и атаковали на ст. Малороссийская четыре эшелона. В результате удара на станции возникли сильные взрывы и пожары. Малороссийская горела так, что на обратном пути ни Слепов, ни Смирнов, ни летчик-истребитель, прикрывавший их, из-за густого дыма не смогли рассмотреть станцию… Эффективность удара Смирнова и Слепова была подтверждена специальной комиссией 4-й ВА, которая работала на станции Малороссийская после ее освобождения. Комиссия установила, что на станции сгорели один эшелон с горючим, один с танками и два с боеприпасами. Путевое хозяйство было настолько сильно разрушено, что немцы не смогли восстановить движение, вплоть до освобождения станции – за четверо суток ни один эшелон не проследовал в сторону Тихорецка. Много эшелонов застряли на перегонах. Красноармейцам достались богатые трофеи…"
А по факту Ил-2 использовали как "эрзац" артиллерию, конечно, с соответствующими результатами.
Отсюда и большие потери и невысокая эффективность Илов.
Более-менее Илы стали штурмовать, когда масса пилотов все же накопила опыт. К примеру у Дважды Героев Советского Союза Ефимова и Бегельдинова по 288 и 300 боевых вылетов. У рядовых пилотов минимум по 60.
Более-менее подходящий штурмовик появился после войны, это были Су-25, вот они действительно были пригодны для работы по земле, на переднем крае.
Спасибо за прочтение.