Эмоции – главный стимул для любой успешной деятельности.
Спортсмены знают, что на определённом этапе тренировок мышцы и весь организм настолько адаптируются к нагрузкам, что прогресс останавливается.
Для преодоления застоя требуется увеличение нагрузок, применяется изменение порядка упражнений, системы тренировок. Как говорят, для того, чтобы мышцы разбудить, их надо «удивить», «шокировать» - вызвать стресс.
Но и эти стимулы, в конце концов, перестают работать, наступает непреодолимое «плато» - остановка прогресса.
На этой стадии, а также, на любой другой, в том числе, и на начальной, есть ещё один способ увеличить эффективность тренировок (как и эффективность любой другой работы) – это использование эмоций.
Часто это происходит естественным образом, когда у людей есть яркие образцы для подражания, мотивирующие на подвиги - кумиры - в спорте, в музыке, в искусстве - вызывающие восторг и поклонение. Они вдохновляют на достижение результатов, вызывают энтузиазм в работе. Возникает эмоциональное возбуждение. При этом, увеличивается сила и скорость мышц, выносливость, усиливается память – мышечная и интеллектуальная. Повышается общая результативность работы мозга и тела.
Но такое мотивирующее влияние не постоянно, а у некоторых вообще нет таких источников вдохновения, или это влияние не достаточно сильно.
Надёжнее всего - научиться сознательно управлять своим эмоциональным состоянием, повышая эффективность функционирования своего тела и мозга. Что, также, улучшает и здоровье.
Влияние эмоций и гормонов на работу организма.
Когда, в юности, увлекаясь фотографией, я составлял проявитель из компонентов, я знал, что сила проявителя, его скорость работы и контрастность, зависят от количества катализатора, ускоряющего вещества – щёлочи. За счёт увеличения её количества рабочие проявляющие вещества – метол, фенидон и гидрохинон - могут быть уменьшены в количестве.
У меня тогда возникло ассоциативное сравнение с работой мозга – чем эмоциональней, возбудимей человек, тем продуктивней его мозг и тем он талантливее в любом деле. Эмоции являются катализатором работы мозга и мышц. Эмоциональные люди достигают большего в любой области. Это видно на примере выдающихся людей, на наблюдениях за развитием и успехами учеников и коллег и на собственном опыте.
Эмоция – это реакция организма на стресс. Это - своего рода вектор, определяющий направление деятельности всего организма. Или по-другому - стресс – это эмоция в действии. Можно сказать, эмоция и стресс, это, почти, одно и то же.
Стресс стимулирует секрецию кортизола, а он, в свою очередь, запускает выработку адреналина и норадреналина. При этом повышается пульс и давление, краснеет или бледнеет кожа, повышается уровень глюкозы в крови. Сила мышц, скорость реакции и выносливость повышаются в разы. Ощущение боли притупляется. Организм приходит в состояние боевой готовности.
Такая биохимия стресса одинакова и у человека и у животных. В медицине эту реакцию образно называют «бей или беги!» Это стресс, как у бойца перед боем с предвкушением победы или страхом поражения. Стресс становится вдохновением, удесятеряющим силу, или переходит в панику и оцепенение (иногда с «медвежьей болезнью»).
Умение управлять эмоциями у музыкантов, спортсменов, актёров и людей других творческих профессий.
Артисты, музыканты, спортсмены входят в образ, в роль, приводя себя в состояние наивысшей производительности, которое ощущается, как творческий подъём, кураж, драйв. Возникает захватывающее переживание радостного транса, сопровождающееся чувством личного преимущества. Возникает ощущение, будто огонь одновременно находится внутри и в руках. И тогда человека, что называется, «несет». Подобное состояние испытывают люди в порыве творчества, созидания, публичного выступления, игры, спортивных соревнований.
Они трансформируют страх в азарт, а злость в смелость.
Вот, как описывается состояние воина в бою в легендах про берсерков:
«Воин, входя в состояние повышенной ярости, чувствовал прилив огромной силы, у него притуплялось чувство боли. Время, как бы, замедлялось вокруг, а внутри него, наоборот, ускорялось».
Для музыкантов-исполнителей эмоциональность их игры является смыслом и задачей исполнения, а побочным эффектом эмоциональности является увеличение творческих и физических возможностей музыканта.
Идеомоторная тренировка – один из лучших методов приобретения новых качеств, умений.
Одним из наиболее эффективных методов повышения производительности работы, освоения новых навыков и совершенствования старых, является работа в уме – идеомоторное представление о действии.
Спортсмен прокручивает в уме приём, упражнение, музыкант проигрывает в уме произведение, актёр проигрывает в уме роль, скульптор создаёт в уме скульптуру. И в этом процессе у творческих людей всегда присутствуют эмоции, заряжающие их энергией.
Идеомоторная тренировка идеальна для овладения техникой управления эмоциями, и она должна сочетаться с реальной тренировкой в различных комбинациях. Например, сначала надо представить себе действие во всех подробностях и мышечных ощущениях и с максимальным накалом эмоций, затем, совершить это действие. Или – после тренировки закрепить новые навыки, прокрутив их в уме.
Если человек умеет вводить себя в состояние боевой готовности, то он, при этом, в состоянии контролировать степень эмоционального напряжения, его качество, направление, что позволяет действовать в любых экстремальных условиях рационально, быстро принимать правильные решения в бою и в любой нестандартной ситуации.
С помощью этой техники можно научиться чему угодно, приобрести любые новые навыки и качества, исправить ошибки и устранить недостатки.
Если парень стесняется общаться с девушкой в том ключе, в котором ему хочется, нужно фантазировать на тему общения, проигрывая в уме свои слова и действия и разную реакцию девушки – положительную и отрицательную, и свои действия в обоих случаях, чтобы быть готовым к обеим реакциям.
Тем, кто боится выступлений на сцене, надо фантазировать на эту тему. И, также, представлять себе и успех и провал. Чтобы не бояться провала – вырабатывать правильную реакцию и правильное поведение при провале, учиться использовать страх, как стимул к борьбе.
Правильная реакция на провал в любой области – юмор и ирония по отношению к себе.
Сильный приём – войти в роль и эмоциональное состояние человека, обладающего нужными качествами и навыками и в этом состоянии совершить нужное действие в уме, а потом и в реальности. Для максимальной эффективности необходимо, по возможности, более подробно изучить всё об этом человеке, как можно ближе его узнать, стать его учеником – если не в реальности, то, хотя бы, виртуально.
Для кого-то, в некоторых обстоятельствах, подойдёт роль животного – тигра или обезьяны, например. Вдохновляют и заряжают энергией грандиозные явления природы – ураганы, извержения вулканов, гигантские волны океана. Вызывают сильные чувства эстетика и мощь военной техники – кораблей, самолётов, танков…
При этом, нельзя забывать, что достичь нужных результатов можно только ценой тяжёлого упорного труда.
При правильно выстроенной цепочке эмоций, предусмотренной природой, и соответствующим им гормонам, стресс заканчивается успокоением, эйфорией, расслаблением - благодаря эндорфинам (внутренним морфинам), которые вырабатываются в процессе естественного развития стресса - борьбы или другой напряжённой деятельности.
При остановке развития стресса и задержке его на начальной стадии, когда вырабатывается кортизол, происходит длительное подавление всех функций организма, разрушение нервной системы и внутренних органов. Это часто происходит из-за подавления стресса вместо активных действий. Ввиду того, что активно действовать в современном обществе, почти всегда, нельзя, необходимо поддержать развитие стресса действием в уме – идеомоторно. И обязательно делать – потом - физические упражнения, вкладывая в них все накопившиеся нереализованные эмоции.
И это - главное, чему должен научить педагог, тренер, родитель - своего ученика, ребёнка.
Управление эмоциями для здоровья.
Методика управления эмоциями на тренировках актуальна как для профессионалов в разных областях, для спортсменов, так и для людей, далёких от спорта, но желающих приобщиться к здоровому образу жизни, научиться управлять своим мозгом и телом. Как раз, последним особенно часто не хватает эмоций, вдохновения в стремлении к совершенству. Они, к тому же, не очень чётко представляют себе, чего они хотят и как достичь своих целей.
Для работы над собой необходима грамотность в физиологии, психологии, чтобы не попасть под влияние безграмотных тренеров, шарлатанов диетологов, лидеров новомодных сект (лидеры сект, как раз, умеют управлять вашими эмоциями – себе на пользу).
Необходимо понимание того, как управляемый стресс активизирует выделение гормонов, что, в свою очередь, повышает уровень сжигание жира (для желающих похудеть).
А также, необходимо знать, что полное отсутствие стрессов ведёт к снижению уровня жизненно важных гормонов и, вследствие этого, к депрессии.
Как утверждал Селье «стресс это не только зло, не только беда, но и великое благо, ведь без стрессов различной природы наша жизнь была бы скучна и однообразна».
Стресс призван повышать сопротивляемость, тренировать защитные механизмы тела и психики.
Отсутствие либо нехватка стрессоров могут привести к снижению адаптивности организма и ухудшению качества жизни.
Например, дети растущие в стерильной обстановке чаще подвержены болезням в осложненной форме.
Очень важно понимание того, что без гормонов стресса - кортизола и адреналина (при недостаточности надпочечников, например) - человек может просто умереть ночью от гипогликемии, потому что именно эти гормоны запускают глюконеогенез – синтез глюкозы из белков и жиров и дают энергию для жизни.
О том, как правильно, грамотно использовать физнагрузку, читайте в моей статье.
О здоровье, питании, стрессе, таланте, счастье, физкультуре, девиациях и предупреждении их читайте на моём канале.