Найти тему
🚲 Два Колеса

Как правильно переключать скорости на велосипеде

Оглавление

Многие ещё помнят недалёкое прошлое, когда в ходу поголовно были только односкоростные "дорожники" типа ХВЗ или Кама, и выбирать было не из чего. Как же сильно и стремительно меняется время, что сейчас в обиходе лишь велосипеды с огромным количеством скоростей и это стало нормой до такой степени, что даже курьеров в велодоставке и дворников можно встретить преимущественно на подобных аппаратах!

Не все успели под них "перестроиться" и поймать волну. Ну а кто-то только учится кататься. Таким образом, есть огромное количество людей, кто не совсем понимает/признаёт преимущества велосипеда со скоростями, или же просто часть любителей, кто не очень понимает принцип и не умеет пользоваться системой переключения скоростей.

Зачем нужны передачи на велосипеде

Велосипед - это нам не машина, к чему бы изобретать такие сложности

Действительно, доля правды в высказывании имеется, о чём можно посудить на примере любого односкоростного синглспида: простая конструкция куда надёжнее, работает отлаженно и чётко, почти не способна подвести и выйти из строя.

Тогда как взять любой байк со скоростями, даже весьма дорогой и навороченный, то сразу начнутся косяки с тонкой настройкой, необходимость в обслуживании, замене, регулировкам и т.п.

Да и главное, чаще всего почти как золотое правило - чем сложнее конструкция, тем менее она надёжна, тем вероятнее сбои, глюки в работе, нестабильность и т.п. Правило будет справедливо всегда и обо всём, о любом технически сложном и замудрёном механизме, не только в велотеме.

И всё же, переключение скоростей на велосипеде ОДНОЗНАЧНО необходимо и повсеместное внедрение их на современные велосипеды служит исключительно на благо!

Почему?

Чтобы ответить на вопрос, немного заглянем в физику процесса катания на велосипеде. Независимо от уровня физподготовки, у любого райдера есть некий показатель силы, используя которую и приводится велосипед в движение ногами. Но что происходит, когда мы едем на односкоростном велосипеде, как их ещё называют синглспид'е? Усреднённый показатель мощности велосипедиста может работать только в этом предоставленном диапазоне передачи усилия, а определяется диапазон размерами звёзд передней и задней и количеством зубьев на них.

Таким образом, райдер становится сильно зависим от рельефа местности и условий дорожного покрытия, потому что выбранное производителем соотношение звёзд даст имеющейся у человека мощности раскрыться лишь на относительно ровном отрезке пути, или немного под уклон. Стоит дороге пойти чуть в гору, как сразу станет тяжело крутить педали, а с повышением угла наклона и вовсе сил крутить педали уже не хватит - в итоге в крутую гору уже не заехать ну никак, этого не сделал бы и Шварцнеггер в свои лучшие годы.

С обратной "стороны медали" тоже не всё гладко: при попытке разогнать велосипед с горы и получить максимальную скорость тоже может случиться "затык" и на каком-то этапе педали будут крутиться слишком легко, не позволяя пускать энергию кручения "в дело", задействуя свои силы. Так и мы приходим к простому выводу, что велосипед с одной скоростью конечно едет и неплохо, но он становится весьма ограниченным в возможностях "снарядом" и не позволит использовать весь потенциал человека в полной мере.

-2

Есть и ещё одна серьёзная проблема с односкоростным велосипедом - он не способен регулировать каденс педалирования.

Что это такое? Кратко...Каденс - весьма важная харктеристика, касающаяся велотренировок на велосипеде, она означает количество оборотов педали за единицу времени, обычно ситается за минуту. Этот параметр напоминает характеристику двигателя в автомобиле, у которго так же есть число оборотов в минуту, измеряемое тахометром на приборной панели. Но что нам говорит этот самый каденс и зачем он вообще нужен? Ведь многие, кто давно катается на велосипеде, могли даже и не слышать такого слова, а оно вон какое важное. На самом деле всё достаточно просто, во главе вопроса стоит здоровье велосипедиста и правильный каденс позволяет его не угробить раньше времени, а наоборот улучшать и тренировать. Умными дядями врачами подсчитано и принято за условную норму, что безопасный для здоровья каденс, к которому стоит стремится каждому велосипедисту, составляет 80-100 оборотов педалями в минуту, идеально цифрой будет 90. Померять каденс каждый при желании может или в уме, или же при помощи специальных велокомпьютеров и прочих устройств.

С каденсом разобрались, новичок вы в велоспорте или нет, не столь важно, данной рекомендации по оптимальному каденсу можно безбоязненно придерживаться всем, кто желает долго и в своё удовольствие крутить педали, наслаждаясь поездками и жизнью. Но при чём тут одна передача/скорость и как связано с каденсом? А связано-то напрямую и неотвратимо, как нетрудно понять, когда соотношение звёзд у нас одно единственное (обычно спереди большая звезда, сзади маленькая), наш каденс будет зависесть только от "сопротивления" качению, а именно всё от того же рельефа местности, перепадов высот и состояния дорожного покрытия. Передача одна и, если мы едем под горочку или по относительно ровной дороге без уклонов, тогда наш каденс будет близок к оптимальному, нагрузка будет средней, частота вращения педалей тоже сбалансированной, не слишком быстрой и не слишком медленной. Но стоит уклону поменяться, как сразу же изменится каденс: под горку он станет чрезмерно высоким, а в крутую горку непомерно снизится, и оба случая будут весьма опасными для здоровья, особенно для неподготовленного катальца. Тут-то и придут на помощь скорости велосипеда, они позволят не зависеть от рельефа местности, регулирая свой каденс под оптимальный одним щелчком шифтера переключателя.Ещё несколько слов про каденс, на что он влияет и почему от него так зависит здоровье. Понять взаимосвязь нетрудно даже ребёнку: на низком каденсе крутить нам обычно тяжело физически, на грани имеющихся сил, т.е. велосипедист в такие моменты испытывает повышенную нагрузку, а конкретнее - в ногах начинают перенапрягаться связки и суставы практически независимо от положения в седле и геометрии, а мышцы же получают чисто силовую нагрузку, буквально прокачиваясь по аналогии с приседами в спортзале со штангой. В случае с низким каденсом, таким образом, у райдера подвергаются повышенному износу и в итоге риску колени и прочие суставы, при этом мышы часто тоже работают не совсем под своей естественной нагрузкой и перекачиваются; Излишне высокий каденс тоже дажеко не полещен, и хоть ощущается, будто нагрузки никакой нет и крутить легко, но если попробовать такой "трюк" длительно время, то мы устанем ещё больше и буквально выдохнемся... Почему? В данном случае чрезмерную нагрузку получает уже сердечно-сосудистая система и такой пример аналогичен интенсивной кардио нагрузке "на выносливость", в противовес ситуации с низким каденсом.

Простыми словами: слишком часто и быстро крутим педали - загоняем сердце, оно работает "на износ"; слишком медленно и тяжело крутим педали - гробим суставы и связки.

-3

И вновь по сложившейся картине можно изучать правило "золотой середины", которое не подводит ни в одной сфере жизни и выражается простой народной мудростью в словах "всё хорошо в меру". Не нужен нам ни большой каденс, ни маленький, а полезнее и безопаснее всего именно оптимально-средний, к нему и стоит всячески стремиться!

Но как, если велосипед у нас синглспид, а каденс зависим от внешних условий чуть ли не на 100%?

Вот тут-то нам на помощь и придут скорости, переключая которые сможем получить нужный нам "средний" каденс практически независимо от того, едем мы в горку, под горку или просто по ровной трассе. Можно даже штурмовать закисшую грутновку, болота, броды всего лишь подобрав правильную передачу! Ну не чудо ли? Только представьте, какие возможности открываются перед каждым и велосипед становится "безграничным проходимцем"!

Так и зародилась когда-то культура маунтинбайкинга среди тех людей, кто не готов был мириться с ограничениями и хотел большего, а это, согласитесь, просто прекрасно! Осталось лишь понять, как правильно пользоваться этим набором скоростей, дабы реализовать безграничный потенциал.

Больше скоростей - лучше?

Среди новичков, а так же просто тех, кому успешный агрессивный маркетинг промыл мозги, существует один известный распространённый миф, корни которого уходят в особенности человеческой природы.

"Больше, выше, сильнее" когда-то гласил компрометирующий лозунг, характеризующий стремление к лидерству. Но стоит отбросить амбиции как и бесполезное желание "понтоваться" на пустом месте, тогда всё встаёт на свои места. Так вот, если разобраться в теме, то бОльшее количество скоростей не всегда есть добро и цель жизни, как бы не наоборот! Почему?

-4

Причин несколько:

1) Чем сложнее механизм, чем он более многосоставной - тем больше вероятность возникновения проблем и сбоев всегда. Это касается любой техники, не обходит стороной напасть и переключатель скоростей. Помимо вероятных сбоев, чем больше скоростей на задней звезде, тем сложнее переключателю "точно" работать, соответственно требования к нему повышаются, а с ними растёт и цена. Но даже самый дорогой переключатель "про" уровня не всегда способен правильно и корректно перекидывать цепь на нужную звезду, если в кассете их слишком много (как и скоростей у велосипеда). Вот и получается, что дорогущий велосипед с 9-ти скоростной кассетой может очень неточно переключать передачи, он будет заикаться, самопроизвольно скидывать цепь или, в лучшем случае, потребует тончайшей настройки, которая долго не продержится.

2) Много скоростей НА ПРАКТИКЕ не нужно обычному катальцу, это рассчитано на профессиональных спортсменов.

Действительно, зачем простому смертному 9 звёзд в задней кассете, если за глаза хватило бы и 7-ми, но при этом получился бы заметный выйгрыш в стабильности работы переключателя, даже бюджетного. В бытовых ситуациях обычному велосипедисту достаточно регулировать сопротивление в узких пределах на ровной дороге, а также получить возможность въехать в относительно крутую горку или "раскрутить" велосипед на спуске. И для всех этих ситуаций уверенно хватило бы минимального набора скоростей, даже с одной звездной спереди (не говоря уж о трёх). Тогда для чего используются 8 и больше передач? Как и говорилось выше, они предназначены для прошаренных спортсменов, кому надо очень гибко и быстро изменять свой каденс в процессе езды по маршруту/трассе, для таких людей действительно значительны минимальные изменения сопротивления, подбирают они его быстро по ситуации с учётом своей тренированности и необходимой скорости кручения педалей.

Как правильно пользоваться скоростями

Настал момент для самого интересного, разобраться наконец, как нужно правильно пользоваться скоростями на велосипеде с большим их количеством. Особенно актуально для тех, кто купил подобный "сложный" велосипед впервые и так и не смог понять "что это такое, зачем оно нужно и что с этим делать?"

Разберём на примере среднестатистического горного байка с количеством скоростей 27, что в свою очередь означает: у велосипеда имеется 3 ведущие звезды спереди и 9 звёзд сзади (перемножая количество передних и задних звёзд получим заветную цифру скоростей велосипеда).

-5

Начнём со специфики устройства "переключатели-цепь", чтобы очертить некоторые изначальные ограничения использования всей системы переключения и запомнить их хорошенько, т.к. те, кому дорог велосипед и состояние навески, должны будут задуматься об этом.

Сам принцип переключения скоростей достаточно прост и даже в некотором смысле примитивен: цепь проходит через оба переключателя (передний и задний), они задают/регулируют положение цепочки на текущей звезде с подачи велосипедиста.

Таким образом, цепь может находиться на любой звезде спереди и на любой сзади. Формально так и есть, отсюда и получается заветная цифра в 27 скоростей на борту нашего байка.

Но есть один существенный нюанс: цепь не должна находиться в несвойственным ей положениям с сильным перекосом по горизонтали, обычно это крайние сочетания передач, которых и придётся избегать, поскольку перекос цепи - явление достаточно негативное, он гробит как её саму, так и достаточно быстро стачивает все звёзды.

В итоге получается странная для многих, но РЕАЛЬНАЯ картина: у велосипеда вроде бы 27 скоростей, а пользоваться можно не всеми!

Так оно и есть, только пугаться и расстраиваться не стоит, ведь даже "оставшихся" скоростей хватит "с головой" практически любому. Осталось понять, какими скоростями точно можно пользоваться? Каков алгоритм? Вопросы правильные. Достаточно запомнить главное правило: "избегать крайних положений цепи". Обычно крайние положения, они же не совсем естественные и нужные с позиции логики - это сочетание большой звезды спереди с большими звёздами сзади, т.е. 3 передача спереди и 1-2-3 передачи сзади будут под запретом; также недопустимое сочетание маленькой звезды спереди и маленьких звёзд сзади, т.е. 1 передача спереди не должна использоваться совместно с 7-8-9. Что же касается средней-второй (2) звезды спереди, то и для неё предусмотрен ряд ограничений: она должна использоваться с оставшимися скоростями в задней кассете, не крайними, которые у нас не под запретом выше, а это будут так же "средние передачи", а именно 4-5-6.Итого, картина правильного использования сочетания передних и задних звёзд многоскоростного велосипеда вырисовывается примерно следующая:

-6

- Самая маленькая по размеру передняя звезда у нас "силовая", она предназначена для максимального каденса и получения наибольшего момента на колёса.

Подходит для таких "крайних ситуаций", как: вкручивание в самую крутую гору вверх, езда по болотам и бродам и вязкому грунту. По сути это самое проходимое сочетание передач как у джипа, для большинства велосипедистов довольно редко дело доходит, ибо такие сложные ситуации ещё надо поискать, да и отличаться особым характером и сообразительностью. Соответственно, правильный диапазон использования ограничен и он такой: передняя маленькая звезда спереди (1) и три самые большие звезды сзади (1-2-3).

-Средняя по размеру заезда у нас самая универсальная и чаще всего она же наиболее ходовая и часто используемая.

Используется в большинстве ситуаций обычного неэкстремального катания: езда по ровным дорожкам, в небольшой уклон вверх или под маленькую горочку. Обеспечивает оптимальный каденс и нагрузку в перечисленных ситуациях. Т.е. когда относительно ровный рельеф местности без перепадов высот и возможности застрять, то можно смело ехать на "двойке". Правильный диапазон использования так же ограничен: передняя средняя звезда (2) и три средние звезды сзади (4-5-6).

-Самая большая звезда спереди будет "скоростной", предназначена для силового каденса и максимльной скорости велосипеда. Сочетание неуниверсальное, подходит лучше всего для одной единственной задачи: выжать из велосипеда максимальную скорость на спуске под горку по ровной трассе, или, если физическая подготовка райдера позволяет, то можно использовать эти же передачи и на относительно ровной местности или под слабый уклон, но крутить педали будет тяжело и каденс будет нездорово-низким. Правильный диапазон использования: передняя большая звезда спереди (3) и самые маленькие звёзды сзади (7-8-9).

Вот мы и разобрались с переключением скоростей, правильный алгоритм использования имеющихся передач на велосипеде достаточно прост и досадно ограничен, поэтому, вместо заявленных 27 скоростей мы получим фактически 9 реальных, которыми можно пользоваться без гарантированного вреда для компонентов велосипеда.

Наверняка многие не согласятся с таким положением дел и возмущению не будет предела. В некотором смысле отрицание будет оправданным. Да, "по уму" запрещается пользоваться "крайними" передачами, выходя за вышеназванный диапазон скоростей.

Однако в ситуации реального катания это не всегда удобно да и в принципе возможно в ряде ситуаций: не успели заранее переключиться, не рассчитали и т.п. Неужели всё так категорично? Вовсе нет, описанное выше носит больше рекомендательный и предостерегающий характер. Т.е. выходить за описанные выше пределы периодически можно, но всё же стараться сводить такие отступления к минимуму и придерживаться предписаний, особенно в условиях жёстких силовых нагрузок на систему передач, тогда положение цепи с сильным перекосом не допускается.

----------

Если статья понравилась - обязательно поставьте лайк и подпишитесь! Это нужно, чтобы алгоритмы помогали нашему каналу развиваться.

----------

Обязательно прочитайте эти статьи на нашем канале: