Найти в Дзене
История войн и оружия

Два самолета-штурмовика советский Ил-2 и немецкий "Фокке Вульф" 190F: беспристрастное сравнение.

Какой из двух штурмовиков был лучше Ил-2 или FW 190F?

Так как СССР был страной континентальной то ему для защиты своих наземных войск нужен был самолёт поддержки.

На эту роль избрали Ил-2, его инновацией был несущий бронекорпус к которому крепили крылья и хвост.

Понимали что по нему будут лупить из всего что только можно, из пушек и пулемётов, винтовок и пистолетов.

Ведь он должен был подходить на бреющем полете внезапно и впуливать весь свой боезапас в цель.

К тому же бронекорпус повышал шансы выжить при вынужденной посадке, правда, по воспоминаниям штурмовиков летчик сильно бился пахом об ручку управления.

Немцы тоже осознавали, что воюя с СССР им понадобится большое количество самолётов поддержки сухопутных войск.

На такую роль подходил довольно медлительный Ю-87, но он мог круто пикировать, что делало пикировщик своего рода высокоточным оружием.

В ходе войны завершилась разработка "Фокке Вульфов" 190, которые и в истребительном варианте штурмовали наземные войска.

Появился и специальный добронированный штурмовик модификации F. Эти потяжелевшие от брони машины должны были помогать пехоте отбиваться от "Иванов".

Но тут подвело бронирование. Да самолёт был закрыт броневыми листами и бронестеклами. Но советские специалисты по броне продвинулись дальше, советская броня и бронестекла были прочнее, а значит их можно было делать меньшего веса.

Штурмовик "Фокке Вульф" нес больше 300 кг брони, но чтобы сравниться по броне защите с Илом, на него нужно было навесить больше тонны брони.

-2

Советский штурмовик вооружался двумя 20-мм пушками ШВАК (позднее 23-мм пушки ВЯ), двумя 7,62-мм пулеметами ШКАС и реактивными снарядами (РС-82 или РС-132). Позже сзади в кабине стрелка поставили 12,7-мм пулемет УБТ.

Недостатком было то, что в один заход было невозможно обстрелять цель, точки схода пулеметных и пушечных трасс не сходились в одном месте.

С одной стороны это хорошо, потому что штурмуя наземные войска можно охватить большую площадь, но с другой - для одного захода это не годилось.

Со временем делали несколько заходов. Сначала сбрасывали бомбы (400 кг), потом проходились пушками, пулеметами и РСами.

Прицел для бомбардировки с бреющего полета у Ил-2 был, но из-за неудобства им не пользовались. К тому же при вынужденной посадке можно было удариться об него головой со смертельным исходом.

Бомбили, как говорили, летчики "по сапогу" или "по лаптю", тут все зависело от опыта пилота.

У летчиков "Фокке Вульфа" были две 20-мм пушки и два 13-мм пулемета. Кроме того он мог поднять 500 и даже 1000 кг бомб.

Но специального прицела как и у Ил-2 для бомбометания у немцев не было, они кидали бомбы также на глазок.

Попытка поставить специальные пушки установленные вертикально специально для поражения танков стреляющие по изменению магнитного поля хорошо себя не показали.

Тактика Ил-2 со временем совершенствовалась, первоначально тактика была летать на бреющем, по двум причинам, такая была теория применения, к тому же полеты на малой высоте исключали атаки истребителей снизу-сзади.

Из-за отсутствия заднего стрелка, которого выкинули на стадии проектирования из-за недостаточной мощности мотора, Илы несли тяжелые потери. К тому же не было надлежащего прикрытия истребителями, не выделялась группа подавления ПВО.

Хотя немцы встречали низколетящие самолеты из всех стволов, в том числе счетверенными 20-мм зенитными автоматами, 37-мм автоматами и калибрами побольше.

-3

Ближе к концу войны, когда немецкая авиация занималась в основном отражением атак "Летающих крепостей" с охранявшими их истребителями удалось не только отражать атаки немецких самолетов, но и резко поднять численность советских штурмовиков и истребителей.

Истребительное прикрытие стало более-менее достаточным. Много поступало от промышленности штурмовиков.

Илы пошли на бомбометание и атаки с пологого пикирования, хотя Ил-2 не имел тормозных решеток, ни автомата пикирования.

"Фокке Вульфы" хотя и имели достаточно мощный мотор ВМW-801D-2 развивавший взлетную мощность 1700-1800 л. с., что даже выше мощности советского мотора АМ-38 - 1600-1700 л. с. таскать броню и вооружение он не мог. Бронированный штурмовик стал неповоротливым и более уязвимым для атак советских истребителей.

У советских же штурмовиков были проблемы с силовой установкой, отечественный мотор был не слишком надежен. Были и другие дефекты самолета, который собирали женщины и дети. Половина потерь Илов была по техническим причинам.

"Фокке Вульфы" применялись как Илы в начале войны с бреющего полета, видимо, чтобы не быть подвергнутыми атаке истребителей.

И немецкие и советские штурмовики сбивали достаточно часто, так как они лезли прямо под пули и снаряды. Особенно много сбивали Илов в начале войны, после 7 вылетов самолет сбивали. Затем с накоплением опыта пилотов, установкой кабины заднего стрелка, более совершенной тактикой и с лучшим истребительным прикрытием сбивали самолет уже на несколько десятков вылетов.

Минусом Ил-2 была недостаточная дальность полета, что не позволяло полноценно громить подходящие резервы и отступающие колонны.

У "Фокке Вульфа" дальность полета могла быть увеличена, с помощью подвесных баков.

https://pbs.twimg.com/media/EWTOEoAXYAAoldV.jpg
https://pbs.twimg.com/media/EWTOEoAXYAAoldV.jpg

Советских штурмовиков выпустили очень много 36 тыс. штук.

Всего за 1941—1945 годы СССР потерял 23,6 тыс. штурмовиков, из них 12,4 тыс. составили боевые потери. Небоевые потери- 11,2 тыс. самолётов. Всего потеряли 7837 лётчиков-штурмовиков.

"Фокке Вульфы" варианта А-8 выпустили больше 6000, какая-то часть была переделана в штурмовики и отправлена на советско-германский фронт.

В случае со штурмовиками, большую роль сыграла массовость советских самолетов, хотя и Ил-2 и "Фокке Вульфы" не поражали цели в таких количествах на которые рассчитывало командование, но краснозвездные машины уничтожали больше техники и пехоты врага, чем немецкие.

Поэтому в этом сравнении лучше Ил-2. Он оказался как раз к месту, подходящим мобилизационным самолетов, который могли делать неквалифицированные рабочие для наскоро обученных пилотов.

Спасибо за прочтение.