Найти тему
АвТОгус

Первому, действительно народному автомобилю в СССР - 60 лет. История завода и моделей ЗАЗ.

В СССР мало думали о том, что автомобиль является средством передвижения. Скорее он был в нашей стране роскошью. Позволить себе купить, и тем более содержать машину могли не многие. Нет, попытки посадить хоть какую-то часть населения на машины предпринимались, но они были какими-то кургузыми. Провалился проект, который бы сегодня назвали "каршерингом". Ведь автомобили туда отдавались не новые, а что называется по остаточному принципу. МЗМА(Московский завод малолитражных автомобилей) переименованный позднее в Москвич(АЗЛК-Автомобильный завод имени ленинского комсомола) ввиду ограниченных мощностей обеспечишь население огромного государства личными автомобилями не мог никогда. ГАЗ, он был скорее ориентирован на народное хозяйство. И основным его производством все же являлись грузовики. Тоже самое и ЗИЛ. Но если последний производил в основном модели для элиты партии, то горьковчане обеспечивали машинами скорее нижнее звено партийных функционеров, спецслужбы, милицию и такси. РАФ(Рижский автомобильный) вообще занимался производством недоступных для граждан СССР микроавтобусов(их нельзя было купить в личное пользование). Судьба УльЗИС, переименованного в УАЗ тоже была предрешена. Недаром "газовцы" сплавили производство внедорожников в Ульяновск. Да и верховодили там спецы из Минобороны. Про ВАЗ, который в лучшие годы мог выпустить 700 тысяч единиц автомобилей тоже можно не говорить. Продукция завода хоть и рассчитывалась для "среднего класса" была для него не совсем доступна. Дороговаты были Жигули. Да и не было его тогда. ВАЗу только 50 исполнилось.

Поэтому когда на НАМИ(Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте) приступили к разработке микролитражки, то изначально ее конечно же назвали Москвич. Однако, по понятным причинам, наладить ее выпуск в Москве было просто невозможно. Завод был полностью загружен. Именно поэтому возникла идея перепрофилировать уже существующее производство в Запорожье завод Коммунар. На самом деле это уникальный случай, когда всего за полтора года предприятие занимающееся сельхозтехникой стало выпускать микролитражные автомобили. Но это было потом. Поскольку опыта создания подобной техники в СССР не было, то за основу взяли FIAT 600. Машину более крупную, чем его собрат с индексом 500. Однако не нужно думать, что наши инженеры тупо скопировали автомобиль. Он получился совершенно иным. Почему именно заднемоторный вариант? Да просто классическая компоновка мотор спереди, ведущие колеса задние доля супермене не подходила совсем. Отмели варианты и с передним приводом, дело в том, что дорог с твердым покрытием у нас было не много.

-2

Но вернемся к FIAT. С одной стороны Москвич 444(прототип именовался именно так) отличался от итальянского собрата. Начну с кузова. Заморский гость имел характерный силуэт и двуобъемный кузов, в то время как наш прототип стал скорее трехобъемным. И больше напоминал седан, но с двумя дверями. Тот характерный горб, от выпирающего мотора, больше был похож на багажник. А вот конструкция дверей осталась неизменной. Тут дело было вот в чем. Двери открывающиеся против хода движения позволяли протиснуться в салон даже крупному человеку. А вот стекла наши спецы сделали опускающимися, у итальянской машины они были совиными. Появились и форточки, для вентиляции салона.

-3

Над самим салоном и подвеской тоже поработали. Так из-за того, что в передней части исчезла поперечная рессора стало возможным переместить и педальный узел. Сама передняя подвеска так же изменилась. Два поперечных рычага и два торсиона сделали ее более длинноходной. И конечно пришлось увеличить арки, под колеса большего диаметра.

-4

Коробку передач, пришлось правда скопировать, а вот что делать с мотором? Первоначально пытались использовать двигатели от мотоциклов Урал и Днепр. Но при испытаниях выяснилось, что они имеют мизерный ресурс, и явно для полноценной, пусть и маленькой машины не подходят.

-5

В результате на готовом серийном образце появился мотор в довольно редкой конфигурации V4. Объем его составляйся 746 кубиков, но всегда существовала возможность увеличить объем и соотвественно мощность. Охлаждение было воздушным. Однако он обладал повышенной шумностью, да и ресурс был не велик. Кстати от проблем с перегревом силового агрегата тоже избавится до конца не удалось. Меняли и конфигурацию жабер и перенаправляли и увеличивали воздуховоды. Но все равно, в жару мотор грелся и довольно сильно. В 1962 была проведена модернизация. Появилась даже экспортная серия названная Jalta. У нее был двухцветный кузов, пепельница, солнцезащитные козырьки и правое зеркало заднего вида.

-6

Новый автомобиль более напоминавший полноценный седан получил индекс 966В увидел свет в 1966 году. Однако первые прототипы этой машины появились гораздо раньше. Часто утверждают, что он был похож на NSU или английский Hillman Imp(я писал об особенностях этих машин на этом канале) Но на самом деле ЗАЗ больше напоминал очень прогрессивную, но неудачную машину из-за океана Chevrolet Corvair ( я тоже делал публикации на эту тему. Кстати именно с модели Corvair в США стали вводить жесткие нормы по безопасности автомобилей) . Почему в индексе появилась буква В? Просто модель использовала маломощный мотор от предшественника, и лишь через год завод выпустил машину 966 с увеличенным объемом мотораи мощностью в 40 сил. Проблему с охлаждениям удалось решить благодаря большим заборчикам. Именно поэтому его часто называли "ушастым".

-7

А в 1971 году началось производство машины ЗАЗ 968 которая с различными изменениями простояла на конвейере вплоть до 1994 года.

Можно сегодня долго шутить и смеяться над этими машинами. Но в свое время они были для многих жителей страны реальной возможностью получить в собственность автомобиль. Да, пусть тесный и не очень удобный. Но все же свой. С днем рождения тебя! Маленький тарахтящий друг!

-8

Авто
5,66 млн интересуются