Найти тему
Ностальгия по СССР и 90-м

5 линий метро Москвы с самыми старыми вагонами

Оглавление
По Замоскворецкой линии ходят самые старые составы в Московском метро
По Замоскворецкой линии ходят самые старые составы в Московском метро

В московском метро эскплуатируются порядка 6000 вагонов, а их средний возраст - около 15 лет, хотя нормативный срок эксплуатации вагона составляет 35 лет, а при капремонте он может продлеваться. Тем не менее поезда советского производства, до сих пор бегающие по ряду линий подземки, уже морально устарели выглядят как настоящие мамонты в современном мегаполисе.

Хотя в последние годы ведется активная замена подвижного состава, из-за безденежных 90-х, когда новые вагоны закупались мало, а с разработкой обновленных моделей возникали сложности, по тоннелям московской подземки до сих пор ездят вагоны, которые помнят еще горбачевские времена. Дело в том, что на одной линии или по крайней мере в одном электродепо удобнее эксплуатировать поезда одного типа, поэтому на некоторые линии передают весь старый хлам при замене составов на новые.

К 2023 году число современных поездов с климат-контролем, usb-зарядками для гаджетов, пониженным уровнем шума в салоне и интерактивными дисплеями, по планам столичных властей, должно достигнуть 80% от всего парка. Сейчас современные состав составляют около половины всех метровагонов.

Еще до недавнего времени самые древние вагоны - "ежики" (Еж-3) с мягкими сиденьями на пружинах и с лампами накаливания вместо ртутных курсировали по Таганско-Краснопресненской ветке, однако летом 2020 года они были полностью сняты с эксплуатации и заменены новейшими поездами типа Москва. Также долгое время преимущественно наземная Филевская линия "славилась" раритетными составами, которые туда передавали во всех линий.

Сегодня мы расскажем вам про 5 линий, на которых используется наиболее старый парк вагонов в Москве, что ухудшает комфорт от поездки, особенно если ехать нужно из одного конца города в другой.

1.Замоскворецкая линия

Интерьер номерного вагона
Интерьер номерного вагона

По одной из самых загруженных линий ходят самые древние во всем столичном метро "номерные" 8-вагонные составы 81-717/714 1985-1987 годов разработки 1970-х годов без капремонта производства Московского и Ленинградского машиностроительных заводов, а также их более поздние усовершенствованные модификации 81-717/714.5 и 81-717/714.5М 1988-1998 годов постройки. Т.е. самому молодому вагону на линии более 20 лет.

Их обслуживают 3 электродепо - Сокол, Замоскворецкое и Братеево.

Это самый массовый тип метровагонов во всем СНГ. Прозвище "номерной" вагоны получили от того, что в отличие от предшественников не имеют буквенного обозначения модели, лишь цифровой индекс.

Эти вагоны отличает противный писк при включении автоинформатора с объявлениями названия станций из-за наводки 400 Гц от допотопного трансформатора для собственных нужд вагона, отсутствие какой-либо шумоизоляции в вагонах при движении, сильно хлопающие при закрытии двери, а также отсутствие системы пожаротушения Игла.

Еще 2018 году планировалось начать обновление парка новыми составами типа Москва, но этого так и не случилось.

2.Калужско-Рижская линия

Номерной поезд на станции Теплый стан
Номерной поезд на станции Теплый стан

Линию также, как и Замоскорецкую обслуживают морально устаревшие "номерные" вагоны 81-717/714 и их модернизации 1985-1997 годов, правда с 2018 года они постепенно заменяются новыми вагонами "Москва" с более плавным ходом, низким шумом, кондиционером и сквозным проходом через весь поезд. В целом это как пересесть с видавших виды Жигулей на новенький БМВ. До этого на линии планировали внедрить составы типа 81-760/761 Ока, но как-то не сложилось.

Электродепо находятся у станций Свиблово и Калужская. Предыдущее комплексное обновление парка составов проводили лишь в далекие 1990-е годы, когда списывали "ежиков".

3.Люблинско-Дмитровская линия

Старый состав на Люблинско-Дмитровской линии
Старый состав на Люблинско-Дмитровской линии

Сейчас на линии можно встретить модернизированные "номерные" 8-вагонные составы 81-717/714.5(М) выпуска 1990-2010 годов, а также еще более глубокую модернизацию 81-717/714.6 (имеют другую формы кабины машиниста и выкрашены в серебристый цвет).

Раньше линия славилась тем, что по ней долгое время с 1998 по 2019 годы ходили необычные и не очень удачные составы серого цвета с желтой полосой типа Яуза разработки 90-х годов, которые в 2019 году были отстранены от эксплуатации после отказа тормозов на одном из составов.

Поезда получили дурную славу из-за частых отказов, и как следствие, невыхода на линию, и трещин в креплениях тяговых двигателей. Единственной другой линией, на которой можно было встретить такие составы, была Каховская линия.

4.Сокольническая линия

Старый поезд на новой станции Саларьево
Старый поезд на новой станции Саларьево

По линии курсируют 7-8-вагонные составы (одно из двух депо Северное не рассчитано на прием 8-вагонных поездов) модернизированных "номерных" поездов 81-717.5М/714.5М выпуска 1993-2006 годов, которые сейчас обновляются на составы нового поколения Москва. Для депо Северное устаревшие вагоны заменят на 5-вагонные бэушные Русичи (81-740.1/741.1), которые смогут поместиться в ангары депо.

По линии также с 2010 года ездит стилизованный под первые вагоны типа А ретропоезд, запущенный к 75-летию метро. Состав имеет измененный дизайн кабины машиниста, выкрашен в кофейно-коричневый цвет, характерный для 1930-х, а также имеет адаптированную под старину отделку вагонов.

Кстати, эксплуатация 8-вагонных поездов вызывает трудности на некоторых станциях, где первый либо последний вагон останавливаются в очень узком проходе.

5.Бутовская линия

Русич на Бутовской линии
Русич на Бутовской линии

Для первой и единственной в Москве линии легкого эстакадного метро с короткими платформами была спроектирована специальная версия поездов 81-740/741 Русич, которые были адаптированы для движения по открытым участкам метро в непогоду и морозы ("номерные" составы не могут эксплуатироваться на длинных наземных участках).

Поезда необычны тем, что вагоны в них попарно спарены между собой "гармошкой", через которую можно пройти. Таким образом сочлененный вагон примерно в 1,5 раза длиннее обычного.

Составы отличает очень жесткая подвеска и сильная болтанка при движении в районе гармошки. Раньше еще сильно скрипели тормоза при остановке на станции, но по-моему это исправили.

На линии нет собственного депо, а поезда обслуживаются в ТЧ-8 "Варшавское" на Серпуховско-Тимирязевской линии. Сейчас на линии используются укороченные 3-вагонные составы Русич разных модификаций выпуска 2003-2013 годов.

Понравилось? 👍 Ставь лайк, сделай репост в соцсетях!

☑️ Подпишись на новые статьи в ленте Дзена!

Читай также: 5 самых удаленных от центра Москвы станций метро