В московском метро эскплуатируются порядка 6000 вагонов, а их средний возраст - около 15 лет, хотя нормативный срок эксплуатации вагона составляет 35 лет, а при капремонте он может продлеваться. Тем не менее поезда советского производства, до сих пор бегающие по ряду линий подземки, уже морально устарели выглядят как настоящие мамонты в современном мегаполисе.
Хотя в последние годы ведется активная замена подвижного состава, из-за безденежных 90-х, когда новые вагоны закупались мало, а с разработкой обновленных моделей возникали сложности, по тоннелям московской подземки до сих пор ездят вагоны, которые помнят еще горбачевские времена. Дело в том, что на одной линии или по крайней мере в одном электродепо удобнее эксплуатировать поезда одного типа, поэтому на некоторые линии передают весь старый хлам при замене составов на новые.
К 2023 году число современных поездов с климат-контролем, usb-зарядками для гаджетов, пониженным уровнем шума в салоне и интерактивными дисплеями, по планам столичных властей, должно достигнуть 80% от всего парка. Сейчас современные состав составляют около половины всех метровагонов.
Еще до недавнего времени самые древние вагоны - "ежики" (Еж-3) с мягкими сиденьями на пружинах и с лампами накаливания вместо ртутных курсировали по Таганско-Краснопресненской ветке, однако летом 2020 года они были полностью сняты с эксплуатации и заменены новейшими поездами типа Москва. Также долгое время преимущественно наземная Филевская линия "славилась" раритетными составами, которые туда передавали во всех линий.
Сегодня мы расскажем вам про 5 линий, на которых используется наиболее старый парк вагонов в Москве, что ухудшает комфорт от поездки, особенно если ехать нужно из одного конца города в другой.
1.Замоскворецкая линия
По одной из самых загруженных линий ходят самые древние во всем столичном метро "номерные" 8-вагонные составы 81-717/714 1985-1987 годов разработки 1970-х годов без капремонта производства Московского и Ленинградского машиностроительных заводов, а также их более поздние усовершенствованные модификации 81-717/714.5 и 81-717/714.5М 1988-1998 годов постройки. Т.е. самому молодому вагону на линии более 20 лет.
Их обслуживают 3 электродепо - Сокол, Замоскворецкое и Братеево.
Это самый массовый тип метровагонов во всем СНГ. Прозвище "номерной" вагоны получили от того, что в отличие от предшественников не имеют буквенного обозначения модели, лишь цифровой индекс.
Эти вагоны отличает противный писк при включении автоинформатора с объявлениями названия станций из-за наводки 400 Гц от допотопного трансформатора для собственных нужд вагона, отсутствие какой-либо шумоизоляции в вагонах при движении, сильно хлопающие при закрытии двери, а также отсутствие системы пожаротушения Игла.
Еще 2018 году планировалось начать обновление парка новыми составами типа Москва, но этого так и не случилось.
2.Калужско-Рижская линия
Линию также, как и Замоскорецкую обслуживают морально устаревшие "номерные" вагоны 81-717/714 и их модернизации 1985-1997 годов, правда с 2018 года они постепенно заменяются новыми вагонами "Москва" с более плавным ходом, низким шумом, кондиционером и сквозным проходом через весь поезд. В целом это как пересесть с видавших виды Жигулей на новенький БМВ. До этого на линии планировали внедрить составы типа 81-760/761 Ока, но как-то не сложилось.
Электродепо находятся у станций Свиблово и Калужская. Предыдущее комплексное обновление парка составов проводили лишь в далекие 1990-е годы, когда списывали "ежиков".
3.Люблинско-Дмитровская линия
Сейчас на линии можно встретить модернизированные "номерные" 8-вагонные составы 81-717/714.5(М) выпуска 1990-2010 годов, а также еще более глубокую модернизацию 81-717/714.6 (имеют другую формы кабины машиниста и выкрашены в серебристый цвет).
Раньше линия славилась тем, что по ней долгое время с 1998 по 2019 годы ходили необычные и не очень удачные составы серого цвета с желтой полосой типа Яуза разработки 90-х годов, которые в 2019 году были отстранены от эксплуатации после отказа тормозов на одном из составов.
Поезда получили дурную славу из-за частых отказов, и как следствие, невыхода на линию, и трещин в креплениях тяговых двигателей. Единственной другой линией, на которой можно было встретить такие составы, была Каховская линия.
4.Сокольническая линия
По линии курсируют 7-8-вагонные составы (одно из двух депо Северное не рассчитано на прием 8-вагонных поездов) модернизированных "номерных" поездов 81-717.5М/714.5М выпуска 1993-2006 годов, которые сейчас обновляются на составы нового поколения Москва. Для депо Северное устаревшие вагоны заменят на 5-вагонные бэушные Русичи (81-740.1/741.1), которые смогут поместиться в ангары депо.
По линии также с 2010 года ездит стилизованный под первые вагоны типа А ретропоезд, запущенный к 75-летию метро. Состав имеет измененный дизайн кабины машиниста, выкрашен в кофейно-коричневый цвет, характерный для 1930-х, а также имеет адаптированную под старину отделку вагонов.
Кстати, эксплуатация 8-вагонных поездов вызывает трудности на некоторых станциях, где первый либо последний вагон останавливаются в очень узком проходе.
5.Бутовская линия
Для первой и единственной в Москве линии легкого эстакадного метро с короткими платформами была спроектирована специальная версия поездов 81-740/741 Русич, которые были адаптированы для движения по открытым участкам метро в непогоду и морозы ("номерные" составы не могут эксплуатироваться на длинных наземных участках).
Поезда необычны тем, что вагоны в них попарно спарены между собой "гармошкой", через которую можно пройти. Таким образом сочлененный вагон примерно в 1,5 раза длиннее обычного.
Составы отличает очень жесткая подвеска и сильная болтанка при движении в районе гармошки. Раньше еще сильно скрипели тормоза при остановке на станции, но по-моему это исправили.
На линии нет собственного депо, а поезда обслуживаются в ТЧ-8 "Варшавское" на Серпуховско-Тимирязевской линии. Сейчас на линии используются укороченные 3-вагонные составы Русич разных модификаций выпуска 2003-2013 годов.
Понравилось? 👍 Ставь лайк, сделай репост в соцсетях!
☑️ Подпишись на новые статьи в ленте Дзена!
Читай также: 5 самых удаленных от центра Москвы станций метро