Еще с марта на улицах города появилось огромное количество авто премиум-класса с надписями «продаю» на заднем стекле. Дорогие БМВ, навороченные Ауди и Мерседесы самых полных комплектаций. Именно от них владельцы решили избавиться в первую очередь, когда грянул кризис. Но дорогие авто не выручили хозяев в трудную минуту. Объясняем, почему на автомобиль нельзя рассчитывать как на актив.
Не актив
То, чем вы владеете, можно разделить на две категории: актив и пассив. Актив — это то, что приносит вам деньги. Пассив — то, что деньги отнимает.
Но как понять, машина — актив или пассив? Например, вы водитель КАМАЗа. Вы можете работать и зарабатывать деньги только благодаря машине. Она, конечно, съедает много денег на бензин, обслуживание и страховку, но она же их и компенсирует! В этом случае машина, конечно, актив.
Или вы водите Мерседес GLS 2020 за 8 миллионов. Вы, конечно, не работаете на нем в прямом смысле слова, но все же он помогает произвести впечатление на партнеров и клиентов, создает нужный образ преуспевающего бизнесмена в глазах подчиненных, да и вообще «понты дороже денег», гласит народная мудрость. Разубеждать вас не будем, но все же в этом случае автомобиль — пассив, а не актив.
Неликвид
Но не все пассивы одинаково бесполезны, как можно подумать. Есть пассивы, которые в случае кризиса легко превратить в актив. Например, жилье в центре города: в критической ситуации вы можете сдать его в аренду, а сами снять квартиру подешевле где-то на окраине.
Не очень дорогую и не очень большую квартиру можно быстро продать: самыми востребованными (ликвидными) на рынке обычно считаются однушки с хорошим, но не очень дорогим ремонтом. То же и с машинами.
Какую машину проще всего продать в кризис? Не очень дорогую, не очень редкую рабочую лошадку. Такие авто, как Лада, Рено, Шевроле разбирают, как горячие пирожки: их берут, чтобы таксовать, ездить на дачу и работать менеджером по продажам. «Лучше так, чем пешком», — рассуждает большинство.
А вот попробуйте продать в разгар кризиса Миникупер, Инфинити или Бентли.
Закрыть под замок
Итак, грянул кризис, денег нет, машина не продается, потому что кризис у всех, а не только у вас. Что делать? Написать на заднем стекле «продаю», свой номер телефона и продолжать ездить по городу в ожидании покупателя? «Я не могу ее сейчас продать, так пусть хотя бы послужит на дорожку», — думаете вы. Но не факт, что это лучший путь.
Посчитайте, сколько вы тратите на обслуживание дорогого авто. Вероятно, у него не самый экономичный расход топлива, так? Плюс не самые дешевые расходники. Фильтры, резина, замена масла — все это для владельцев автомобилей премиум-класса стоит намного дороже, чем для счастливых обладателей лады-седан-баклажан.
А если кредит?
Бывает и так: дорогой автомобиль вы взяли в кредит, но в кризис нагрузка на кошелек стала непосильной. Хочется скорее продать автомобиль, но жалко потраченных на кредит денег. Ведь получается, что целый год вы платили просто проценты банку, а теперь еще и продаете себе в убыток. Но чем дольше вы будете тянуть с продажей и чем больше завышать цену, тем сильнее загоните себя в долги.
И не друг, и не враг, а так
Так для чего же мы написали статью? Убедить вас, что все автомобили — зло и покупать их не надо? Вовсе нет.
Просто, покупая автомобиль, вы должны четко понимать:
- Актив он для вас или пассив?
- Ликвидный этот автомобиль или не очень?
- Передвигаться на нем для вас выгоднее, чем на такси, или нет?
- А точно ли нужно брать в кредит или лучше накопить и купить на свои?
Если ответы «Актив, ликвидный, выгоднее, на свои», то тут и думать нечего — нужно брать. Если же все не так однозначно, стоит дважды подумать перед покупкой. Помните: дорогой автомобиль не выручит вас в кризис, не стоит рассчитывать на него в трудной ситуации.
А как вы считаете, дорогая машина - роскошь или необходимость?
Сайт Финтолк - финансовые лайфхаки, ответы на сложные вопросы, эксперименты