С началом налетов на объекты в континентальной Европе в середине 1942 года американцы столкнулись с мощной немецкой ПВО. Если на меткость вражеских зенитчиков экипажи бомбовозов повлиять практически не могли и надеялись лишь на удачу, то истребителям они могли противопоставить мощный огонь оборонительного вооружения. Его эффективность напрямую зависела от численности самолетов и плотности строя. Тем более, что у американцев еще не было истребителей, которые могли сопровождать «Фортрессы» и «Либерейтеры» на всем пути. Но как-то организовать несколько сотен тяжелых бомбардировщиков, взлетающих с аэродромов, разбросанных по всей Англии, в режиме радиомолчания оказалось крайне непростой задачей.
Тогда и появилась идея создать в эскадрильях и авиагруппах специальные самолеты-маяки, или поводыри, если хотите. «Поводырь» должен был взлететь первым и помочь самолетам достичь точки сбора группы, отыскать и «вернуть в коллектив» заблудившихся. Также помочь эскадрильям выстроиться в «боевые коробки», каждой занять свое место в общем строю. Дальше «поводыри» вели группы к месту сбора воздушной армады. Для того, чтобы «маяки-поводыри» были в небе легко заметны и идентифицируемы, на них стали наносить яркую, контрастирующую окраску. В каждой группе она была своей, хорошо узнаваемой. Была ли это идея «снизу» или стала итогом деятельности голов большого начальства – неизвестно.
В «поводыри» назначались, как правило, самолеты устаревших модификаций либо восстановленные после серьезных повреждений. Часто на них было демонтировано бомбовое оборудование, снято большинство оборонительного вооружения. Экипажи были сокращены численно.
Собрав всех подопечных в единую армаду, доведя их до побережья Ла-Манша, «поводыри» считали свою задачу выполненной и возвращались по домам. Лететь со своими группами на цель в их задачу уже не входило. За это они получили у боевых летчиков шутливое прозвище «иудины козлы». Так в англоязычных странах называют специально обученных козлов, которые ведут за собой стада баранов на бойню. Козел впереди спокоен, с ним ничего не случится. Так же спокойно за ним следуют бараны, не догадываясь о своей участи.
Но к чести экипажей «поводырей» стоит сказать, что иногда расписные самолеты, не утратившие способность бомбить и отстреливаться, проходили со своими группами весь маршрут до цели и, если повезет, то и обратно.
Фото из открытых источников