Pontiac Firebird — автомобиль, выпускавшийся концерном General Motors с 1967 по 2002 года. Firebird был представлен на рынок в том же году, что сходная с ним модель Chevrolet Camaro. Оба этих автомобиля созданы на одной базе Pony Car и имеют большой список взаимозаменяемых узлов и агрегатов. В том же году был представлен также и Mercury Cougar.
Дизайн первого поколения Firebird походил на бутылку «кока-колы». В отличие от Chevrolet Camaro, у Firebird бампера были интегрированы в дизайн передка, а задние «рубленые» фары были позаимствованы из дизайна Pontiac GTO. Модели кабриолет и купе предлагались вплоть до 1970 года. Изначально этот автомобиль являлся как бы «утешительным призом» для Pontiac, который хотел производить двухместный спортивный автомобиль собственного дизайна на основе своего концепта Banshee. Но General Motors побоялись, что в таком случае появится прямая внутренняя конкуренция с Chevrolet Corvette . В результате было принято решение дать Pontiac общую платформу с Chevrolet, названную F-body. Немного расстроившись из-за такого решения высшего менеджмента, Pontiac взял предоставленную базу и начал её переделывать как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения инженерных решений.
ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Выпуск модели 1970 года и начала второго поколения был задержан до 26 Февраля 1970 вследствие инженерных проблем, и чаще всего она называется как 1970 ½ модельный год, в начале же 1970 года в продаже имелись автомобили с немного изменённой внешностью.
Firebird второго поколения отбросили в сторону «бутылочный» дизайн. Автомобиль стал более приземистый, верхний край заднего ветрового стекла шёл почти вровень с крышей, нижний же край оканчивался почти вровень с крышкой багажника. Такой специфический вид автомобиля закрепился за моделью на долгие 11 лет. Новый дизайн также отличался достаточно широкой задней стойкой до 1975 года, когда заднее стекло было увеличено. Для модели 1970 года было два двигателя в формате «Ram Air» объёмом 6,6 литра: Ram Air III (325 лошадиных сил, 366 лошадиных сил для Pontiac GTO) и Ram Air IV (345 лошадиных сил, 370 лошадиных сил для GTO), которые были унаследованы у модели 1969 года. Разница в мощности двигателей Firebird и GTO состояла в блокировке второй камеры карбюратора в случае Firebird, в остальном двигатели были идентичны.
ТРЕТЬЕ ПОКОЛЕНИЕ
База F-body третьего поколения весила сравнительно меньше своих предшественников и имела более обтекаемый, аэродинамический дизайн, который идеально был реализован в модели Pontiac Firebird. Система CCC производства GM (Computer Command Control) компьютерного контроля двигателя также не стояла на месте, а развивалась, одновременно увеличивая мощность, экономичность и снижая уровень вредных выбросов. Все эти факторы оказались слагаемым успеха этой модели. Firebird третьего поколения до сих пор можно встретить на дорогах во вполне приемлемом состоянии, они до сих пор пользуются популярностью на вторичном рынке. Эти автомобили широко используются на американском телевидении, как в полнометражных фильмах, так и в сериалах. Так, чёрный Trans Am стал одним из главных героев популярного в 80-х сериала Рыцарь дорог. Также 1987 год стал первым годом, когда начали устанавливать двигатель объёмом 5.7 литра с системой «TPI» (Tuned Port Injection) формата V8 и мощностью 230 лошадиных сил, но этот двигатель был доступен лишь с модификацией «Trim» с автоматической коробкой передач TH-700R4. В 1991 году, после рестайлинга, Firebird приобрёл удлинённую переднюю часть. Фары у автомобилей этого года в опущенном состоянии полностью закрывались бампером. 92 год — последний год выпуска «third generation»… Было выпущено (и продано) небольшое количество пэрфомэнс модификаций F-body. Большинство потенциальных клиентов ожидали выхода следующего поколения. По традиции была создана ограниченная серия под названием Firehawk. Три последние машины (из 25), например, имели модифицированный двигатель с мощностью 375 л. с.
ЧЕТВЁРТОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Четвёртое поколение продолжило двигаться по намеченному предыдущим поколением пути аэродинамичности и обтекаемости кузова, но из-за общего спада спроса на подобные автомобили не пользовался должным успехом у покупателей. Как и раньше, Camaro выпускалась с внешними фарами, а Firebird использовал «слепой» вариант выдвижных фар, которые претерпели минимальные изменения. В общем и целом четвёртое поколение Firebird полнее отражало идеи концепта «Banshee IV», чем рестайлинг третьего поколения 1991 года. Однако в нём было потеряно то, что объединяло все поколения автомобилей этой марки — некая острота и клинообразность, ярко проявленная дизайнерами в концепте «Banshee IV», что вызвало недовольство у некоторых поклонников прежних Firebird.