Найти в Дзене
Грузовой канал

История КАМАЗа часть-4. 90-е. РИАТ-КАМАЗ.

Оглавление

С переходом на рыночную экономику и ввоз поддержанных импортных грузовиков спрос на КАМАЗы начал падать. Еще больше проблему усугубил пожар случившийся в апреле 1993 года на заводе двигателей КАМАЗа, который полностью его разрушил. Даже ходили слухи что пожар был не случайный, мол, кто-то, тем самым хотел прикрыть воровство на предприятии. Так это или нет, неизвестно, но ущерб был огромный. Запустить моторный завод по временной схеме удалось только через восемь месяцев, а полностью производство заработало только в декабре 1996 года. Только на новый моторный завод почему то закупили такое же оборудование как и на старом, а ведь за те же деньги можно было приобрести линии для выпуска более современных моторов. С 1995 года вышло третье поколение грузовиков, базировавшееся на модернизированном семействе машин 6x4. Среди этих моделей были 11‑тонный бортовой КАМАЗ-53215, 6,6‑кубовый самосвал КАМАЗ-55111.02, седельный тягач для 36‑тонного автопоезда КАМАЗ-54115, длиннобазное шасси КАМАЗ-53229 грузоподъемностью 17 тонн, шасси КАМАЗ-5513 для бетоносмесителей и сменных кузовов.

КАМАЗ-54115
КАМАЗ-54115

Тем временем спрос на КАМАЗы продолжал падать, долги росли. На заводе так и не удосужились создать хотя бы отдел маркетинга, чтобы определить, на какие машины теперь спрос, — выпускавшиеся модели мало чем отличалась от выпускавшихся в советские времена. Инвесторы в такой ситуации обходили завод стороной. Квалифицированные работники стали уходить с КамАЗа тысячами. В 1998 году выпуск упал до самого низкого уровня — собрали всего 3,3 тыс. машин; большую часть года завод вообще стоял. Это стало переломным моментом в судьбе предприятия — его требовалось незамедлительно спасать. Но благодаря усилиям правительств России и Татарстана удалось конвертировать долг объединения (1 млрд. долларов!) в акции. Это совпало с началом общего подъема экономики страны — тогда как раз пошли в рост мировые цены на нефть. Вслед за нефтянкой ожила строительная отрасль; соответственно вырос и спрос на тяжелые грузовики.Ведь КАМАЗы были намного дешевле конкурентов. Уже с 1999 года продажи КамАЗов начали увеличиваться, а спустя пару лет завод смог выйти на режим безубыточности. Новые руководители избрали единственно верный курс — на кооперацию с ведущими зарубежными фирмами.

Сотрудничество с РИАТ

В середине 90-х КАМАЗ совместно с компанией РИАТ создали два интересных проекта. Но сначала начнем с компании РИАТ. В 1992 году в Набережных Челнах появилась компания РИАТ, которая арендовала у завода помещение и стала создавать опытные экземпляры на основе серийных КАМАЗов. С 1994 года РИАТ стал дилером КАМАЗа, предприятие продавало грузовики в России и странах СНГ, а прибыль инвестировало в новые разработки. Одной из таких разработок стал КАМАЗ-54112М, в котором конструктора попытались сделать КАМАЗ с уровнем комфорта Американского тягача. За основу был взят серийный КАМАЗ-54112 с колесной формулой 6х4. Оснащен он был обычным КАМАЗовским 210-сильным двигателем. Да и в принципе по технической части грузовик ничем не отличался от обычного КАМАЗа. А главным его отличием был закабинный жилой модуль для жизни водителя в рейсах. И это был именно модуль т.к кабина с ним не была совмещена.

А вот и фото этого чуда:

КАМАЗ-54112М
КАМАЗ-54112М

Высота потолков в жилом модуле была 221 см, ширина кабины - 223 см. Условия для водителя были королевскими. вместо спального места длиной 204 см и шириной 56 экспериментальная модель получила два спальных места длиной 190 см и шириной 101 нижнее и 90 верхнее - полноценные кровати! К тому же, нижняя кровать трансформировалась в два кресла и столик, можно было с комфортом принимать пищу. В спальном отсеке был установлен телевизор, холодильник, газовая плита, раковина. В автомобиле было и горячее, и холодное водоснабжение, емкость баков превышала 100 литров, а подогрев воды осуществлялся от автономного обогревателя Webasto с терморегулятором. Помимо комфортабельного спального места были изменения и в кабине: автомобиль получил другую панель приборов, к тому же изменился вариант отделки: вместо голого пластика он был обшит черным кожзамом. Предлагался в качестве опции гидронасос для подъема кабины.

Фото из журнала тех времен....
Фото из журнала тех времен....
-4

Но сама модель популярности у покупателей не набрала, вероятно из-за цены и отсутствия доступа в спальный отсек из кабины, да и двигатель у грузовика был слабоват. Опытный автомобиль покатали по выставкам и потом продали, после чего его эксплуатировали на обычных междугородних рейсах наряду с другими тягачами. По некоторым данным с интернет-форумов, данный грузовик трудится до сих пор, а владелец его проживает в Кемеровской области.

Еще одним проектом КАМАЗ-РИАТ стал малотоннажный грузовичок РИАТ-КАМАЗ-5355. Работу над проектом городской развозной машины на 6 тонн груза на РИАТе вели с 1994 года. Отечественных аналогов на рынке тогда еще не было, а иномарки такого класса стоили очень дорого и не пользовались спросом. Чтобы сделать свою машину доступной, на РИАТе сразу взяли курс на унификацию с узлами и агрегатами серийных КамАЗов. Вот этот самый образец № 1 строили в период с сентября по декабрь 1995 года. В его основу положили укороченную раму «большого» двухосного КамАЗа-4325, на которую установили переделанные мосты с маленькими 17,5-дюймовыми колесиками. Благодаря этому удалось кардинально понизить высоту рамы. А для обеспечения должных динамических характеристик в ведущий мост поставили редуктор с парой 3,39 от «дакаровских» КамАЗов: с ним даже полностью груженый «камазёнок» на испытаниях отправлял стрелку спидометра чуть ли не на второй круг! С учетом невысокой полной массы, рессоры для «камазёнка» сделали малолистовыми, использовав лишь несколько наиболее длинных листов из серийных рессор. А 210-сильный дизель и 5-ступенчатую коробку взяли от серийных КамАЗов без изменений. На испытаниях такой грузовичок набирал скорость аж 140 км/ч.

-5

В 1996-1997 годах построили еще два экземпляра заметно отличающихся от первого.На них были установленны другие комплектующие, а на одном стояла кабина со спальным отсеком. Серийное производство их так и не было начато, но накопленная информация по созданию среднетоннажников была передана на КамАЗ, где работа над городскими развозными машинами была возобновлена в новом ключе – с проектирования оригинальной рамы. Результат этой работы давно известен: пятитонник КамАЗ-4308 с двигателем Cummins выпускается с 2004 года.

На этом история КАМАЗа не завершается, в ближайшее время будут выходить следующие части про историю грузовиков КАМАЗ и про интересные проекты Камского автозавода

Ставьте лайки, подписывайтесь, ну а на сегодня всё