Найти тему
LADA Niva Documentary ©

Почему АВТОВАЗ никогда не выпустит Lada 4x4 Vision? История прекариатической стагнации проекта

Статья с таким названием была написана мной еще в 2018 году. Затем, было выпущен тематический видеорепортаж, посвященный этому вопросу. Вернуться снова к теме пришлось после того, как появилась информация о том, что АВТОВАЗ проводит публичный опрос о судьбе концепта.

По какой-то неведомой причине еще с конца 90-х годов прошлого века все громкие премьерные показы концептов флагман российского автомобилестроения проводил за границей, а не там, где находилась основная масса потребителей, то есть в России. Так было с LADA Rapan, LADA Roadster, LADA Peter-Turbo и другими… Все премьерные сливки доставались зарубежной публике, а россияне довольствовались цветными, но скупыми фотографиями в журналах «За рулем» или «АВТОРЕВЮ». С концептов ЛАДА Веста и ЛАДА Иксрей началась совсем другая история – российская публика наконец-то получила право primae noctis , право «первой ночи».

Попробуем же снова оценить шансы на выход в серию LADA 4x4 Concept Vision.

Большая машина - цена выше.
Большая машина - цена выше.

Каждый из вас наверняка прекрасно знает драматическую историю с концепт-каром Икс-рей. Что было и что стало.

Что было: LADA Xray Concept, 2012 год
Что было: LADA Xray Concept, 2012 год

Что стало: серийный LADA Xray, 2016 год
Что стало: серийный LADA Xray, 2016 год

Концепт до сих пор вызывает гордость, а серийный стал рутинным автомобилем без особой харизмы и с вялыми продажами, разочарованными покупателями.

В случае с LADA 4x4 Vision все совсем по-другому. Топ-менеджеры LADA изначально заявили, что показывают даже не концеп внедорожника, а концепт видения того, как может выглядеть концепт внедорожника с генами легендарной «Нивы». Без стакана и не поймешь.

Объяснение такой позиции довольно простое – сделать что-то эффектное, даже и не в единственном экземпляре, в дизайн-ателье LADA могут еще с советских времен. Другое дело – поставить модель на конвейер. Тут мешают не столько технологические возможности, сколько серьезный риск внутрикорпоративной каннибализации продаж моделей французско-японского Альянса.

Так почему «нивоводы» не увидят ЛАДА 4х4 Вижен в серии? Я по-прежнему остаюсь при таком мнении, сформировавшемся еще в 2018 году. Исходить следует из нескольких причин. О них ниже.

Во-первых, исторически цена модели к моменту начала продаж должна быть не менее 1,1 млн рублей в базе. Потому что постоянный полный привод. Это ценовая политика ARNM (Альянс «Рено-Ниссан-Мицубиси»), можете самостоятельно сравнить с моделью Renault Arkana . А с учетом уже стартовавшего роста ценников на автомобили на фоне пандемии "ковида-19" в России может быть и больше.

Во-вторых, даже в случае ухода со-конкурентов ЛАДА Нива из Рено в более дорогую нишу к этому же моменту, унификация комплектующих приведет к тому, что пара Renault Arkana-LADA 4x4 Next Generation станут бюджетным вариантом Porsche Cayenne и Volkswagen Touareg.

В-третьих, вазовского недорого мотора, годного "тащить" стероидизированную платформу Common module family B до сих пор нет, как нет и дизеля для LADA.

В-четвертых, с точки зрения банального "гаражного" прогноза, с очень высокой долей вероятности, нынешние владельцы классической LADA 4x4 Niva – это не та самая целевая аудитория покупателей, на которую АВТОВАЗу следует рассчитывать, планируя продажи возможного серийного LADA 4x4 Vision.

В-пятых, вновь обретённое наследство ЗАО "GM-AVTOVAZ", вернувшаяся в родные пенаты модель ВАЗ-2123 (LADA Niva) имеет своё залежавшееся аж с 2014 года SOP-портфолио, реализованное вплоть до ходовых испытаний образцов. При этом, невостребованный проект имеет обширную позитивную критику и на момент публикации выглядит наиболее авторитетной реализацией внедорожника для российского рынка.

И наконец, в-шестых, вишенка на торте: LADA Niva aka Шевроле Нива в арьергарде и с ней тоже надо что-то делать.

Niva 4x4 Next Generation, 2014 год
Niva 4x4 Next Generation, 2014 год

То, что творческая инженерная мысль(именно инженерная-прим.автора) проекта LADA 4x4 находится в прекариатической стагнации косвенно подтверждает уже упомянутый в начале статьи факт о запущенном АВТОВАЗом опросе. Невразумительные вопросы, невразумительные предлагаемые шаблоны ответов. Вот пример одного:

Чем привлекателен LADA 4x4 Vision как вариант для покупки?

  • Проходимость не хуже, чем у LADA 4x4
  • Привлекательный современный дизайн
  • Недорогой в обслуживании, так как это LADA
  • Ездил на LADA 4х4, хотелось бы купить «продолжение легенды»

Очевидно, авторы опроса даже не отдают себе отчета в том, что рассуждение о реальных эксплуатации и обслуживании несуществующей модели выглядит более чем странно.

Что это значит? Скорее всего через 2 года под брендом LADA 4x4 на рынок выйдет модель внешне действительно имеющая кузовные мотивы легендарной «Нивы». И действительно в нее внедрят так называемый «икс-код», к слову, от которого уже потребители изрядно устали. Но это будут единственные преемственные линии LADA. В остальном – это будет, простите за каламбур, глобально локализованный автомобиль, с максимальным количеством модулей Альянса Renault-Nissan-Mitsubishi. Конечно, у нее будет яркий дизайн. Будут переднеприводная и полноприводная версия. То есть все как у взрослых. Но это будет уже не «Нива». А это, как вы понимаете, уже совсем другая история.

Авто
5,66 млн интересуются