Найти в Дзене
Авторемонт и техника

Советские мотоциклы М-72 и копии BMW R-71 усовершенствовали на разных заводах: какая модель выиграла?

Мотоциклы М-72 начали разрабатывать на Ирбитском мотоциклетном заводе еще до войны в 1940 году, и они мало чем отличались от германского аналога.

Выпустили первую партию только в начале 1942 года. За двадцать лет модернизации изменили конструкцию, с новым двигателем модель М-61 стала современней.

Переходная модель М-62 выпускалась в разных комплектациях. Большие изменения внесли в М-63 который выпускали почти 10 лет до 1971 года.

Мотоцикл КМЗ К-750
Мотоцикл КМЗ К-750

В 1950 году на базу бронемашин в г. Киев перевезли мотоциклетное оборудование из г. Горького и начали выпуск М-72. Технология производства мотоцикла была уже знакома, и ее начали усовершенствовать.

Через три года получилась новая модель М-72н. В 1958 году начали производить К-750 в котором усовершенствовали все узлы и агрегаты в том числе двигатель.

мотоцикл Урал в пожарном варианте (фото сделал в музее Пожарной охраны Ульяновска)
мотоцикл Урал в пожарном варианте (фото сделал в музее Пожарной охраны Ульяновска)

С мотоциклов К-750 от КМЗ и Урал М-62 от ИМЗ заводы начали выпускать разные мотоциклы. На практике многие запчасти подходили друг другу.

КМЗ начал осваивать новые технологии и коленвал сделал цельным, устанавливали вкладыши на мотоцикле Днепр МТ-8 в 1968 г.

На Днепре перевели электрооборудование на 12 вольт, были установлены поворотники и КПП с задней передачей. Установили привод на боковой прицеп.

Мотоцикл КМЗ военного назначения
Мотоцикл КМЗ военного назначения

Завод в 1970 годах впервые испытывал роторный двигатель «Ванкеля» на мотоцикле.

После развала СССР разработали только модель «Хопер» с 1992 года. Завод 2007 пострадал от пожара, а в 2008 от кризиса. Завод начали банкротить и распродавать земли. В 2017 выпустили последний мотоцикл из запчастей со складов.

усиливают колеса на мотоциклах
усиливают колеса на мотоциклах

Тем временем на ИМЗ с 1970 годов мотоциклы имели двигатель 32 л.с. и после мотоцикла Днепр имели КПП с задней передачей. С 1986 года у мотоцикла УРАЛ двигатель 36 л.с.

Очень помог заводу в 2002 году экспортный заказ мотоциклов Саддаму Хусейну.

В настоящее время для мотоциклов УРАЛ используются комплектующие до 15 мировых производителей.

мотоцикл Урал переделали для своих нужд
мотоцикл Урал переделали для своих нужд
Мотоцикл УРАЛ стал брендом, и простому сельскому жителю давно не по карману. До 90 процентов мотоциклов идет за границу.
Стоит отметить что завод выпускал до 130 тыс. мотоциклов в год, сейчас выпускает менее 500 штук. Цена доходит до 15 тысяч долларов, с таким производством мотоциклов не сравнить.
Мотоцикл Урал
Мотоцикл Урал

Один завод обанкротился, другой делает штучные заказы, остается сельскому жителю утиль перебирать или Китайский скутер покупать.

В 1985 году купили родители Днепр-11 и с 1991 года я постоянно на нем ездил, в 2000-х мотоцикл остался у родителей.

После того как мотоцикл простоял в гараже три года было принято решение продать его. К слову сказать, покупатель уехал на нем сразу. Мотоцикл Днепр-11 я старался смотреть и обсуживать вовремя и поэтому техника меня не подводила.

Напишите какой мотоцикл у вас был и чем он запомнился, делитесь в комментариях!