Возможно это самая популярная байка автомобильной культуры XXI века. Речь об “ужасающе тонком” металле кузовных панелей современных автомобилей, сравнимым разве что с фольгой или даже бумагой.
Ни один более-менее популярный автомобильный форум в Интернете не обходится без обсуждения упреков в адрес автопроизводителей, “экономящих на безопасности”. Десятки видео-блогеров собирают тысячи лайков, продавливая пальцами капоты, крылья и двери современных седанов и кроссоверов. Мол, вот раньше было качество, а сейчас что?! Ну как отпираться бесполезно, не правда ли?
На самом деле, все немного сложнее. И когда на ветке очередного форума вы подключаетесь к активной дискуссии о тонком металле современных автомобилей японских марок, якобы однозначно уступающих тем же немцам, не говоря уже о моделях 30-летней давности, не поддавайтесь стадному настроению. Лучше задайте один простой вопрос. Почему автомобили 80-90-х с более толстым металлом кузовных панелей на краш-тестах разбивались в лепешку? В то время как их современные аналоги, сделанные вроде как из фольги и бумаги, выдерживают столкновения даже на большей скорости без серьезных повреждения для пассажирского салона. Ведь если руководствоваться логикой о «тонком металле» все должно быть наоборот?
Дело в том, что кузовные панели автомобиля нельзя сравнивать с броней танка, у которого действительно, чем больше толщина металла тем лучше. В плане безопасности толщина стали дверей, капота или крыла – едва ли не самое последнее дело. Здоровье водителя и пассажиров, помимо целого арсенала средств активной и пассивной безопасности, на современных автомобилях Toyota обеспечивает прежде всего силовая структура кузова – защитный каркас, надежно оберегающий всех кто находится внутри.
Концепцию так называемой клетки безопасности еще в 50-х годах прошлого века сформулировал и воплотил в реальность немецкий инженер венгерского происхождения Бела Барени. Именно он пришел к выводу, что запрограммированные зоны деформации максимально эффективно поглощают энергию удара при столкновении. Бела запатентовал концепцию максимально прочного каркаса пассажирского салона, который как колбаса в бутерброде с двух сторон окружена ломтями хлеба – сминаемыми зонами безопасности, то есть капотом и багажником. За свою работу Барени, к слову, был удостоен включения во Всемирный зал автомобильной славы.
Принципиальная схема пассивной безопасности современного автомобиля базируется на тех же принципах. Другое дело, что за последнее десятилетие автомобильные компании проделали огромную работу по усовершенствованию концепции немецкого инженера. В конструкции встроенного каркаса безопасности современных автомобилей автомобилей используется высокопрочная и особо высокопрочная сталь. Ее не видно снаружи – все силовые элементы скрыты под кузовом – но поверьте этот металл не продавишь пальцем как капот. Зато именно этот высокотехнологичный сэндвич поглощает и распределяет энергию удара с невероятной эффективностью.
В любом случае, кроме крепкого кузова безопасность современного автомобиля складывается из десятков других параметров. Возьмем для примера Toyota Camry. Даже в базовой комплектации автомобиль оснащен фронтальными и боковыми подушками безопоснсти, а также надувными занавесками. Передние сиденья Camry разработаны по так называемой WIL-технологии значительно снижают риск плетевого удара при столкновении сзади.
А помните знаменитую Toyota Camry, пару лет назад попавшую в страшную аварию в Аризоне? На загородном шоссе в седан сзади въехал многотонный грузовик и... заправил ее в фуру, шедшую впереди. Да, на капоте и багажнике Camry нет ни одного живого места, зато пассажирский салон при этом обошелся без повреждений, а все двери машины после аварии спокойно открывались и закрывались. Ну а главное водитель отделался легким испугом. Вот на что следует обращать внимание блогерам, а не на якобы проминающиеся двери.
Подытоживая, нужно признать – металл кузовных панелей за последние 30 лет действительно стал тоньше. Но не в целях бездумной экономии, а ради того, чтобы снизить общую массу автомобиля (это как не сложно догадаться влияет и на динамику, и на экономичность). В любом случае, на безопасности “фольга” никак не отражается. Так что как ни крути, а японцы действительно делают вещи. Истинная правда.
Подробнее про Toyota Camry: