Привет, Друзья, Коллеги, Единомышленники и Союзники!
В предыдущих публикациях был общий обзор шведского музея авиации «Flygvapenmuseum» в городе Малмен и самых значимых поршневых самолётов. Ссылки на них найдёте в конце статьи.
В этой публикации мы коснёмся только уникальных реактивных самолётов из авиационного музея в Малмен, которые оставили существенный след в истории ВВС Швеции.
1. D.H. 100 Vampire F.1. (J 28A) 1946-1955гг.
Это был первый реактивный истребитель шведских ВВС. Этот тип самолётов сыграл главную (ключевую) роль в развитии шведской реактивной авиации. Благодаря хорошим отношениям Швеция смогла первой купить у Англии 70 самолётов Vampire F.1, которые в Швеции получили название J 28A.
Данный экземпляр самый первый, который прибыл из Англии 1946 году. Закончил службу в 1955 году и поступил в музейную коллекцию.
2. Saab 21R (J 21R) 1949-1957гг.
Это первый реактивный самолёт, который был сконструирован и производился в Швеции в компании SAAB в 1947 году. Фактически это была версия любимого шведскими пилотами поршневого самолёта J 21A с реактивным двигателем. (О прообразе первого реактивного самолёта Швеции J 21A читайте в предыдущей публикации. Ссылка в конце статьи).
Половина самолётов комплектовалась Британскими двигателями, а другая половина шведскими, изготовленными по лицензии.
Музейный экземпляр, это один из трёх оставшихся самолётов, которые не попали под распил на металлолом с двигателем, сделанным по британской лицензии.
3. Saab 29 Tunnan (J 29B) 1951-1975гг.
Также его называли “Flying Barrel”(летающая бочка). Один из топовых истребителей тех дней. Второй реактивный истребитель, разработанный и производимый в Швеции. Полностью сравним с русским МиГ-15 и американским F-86. Эти три истребителя были единственными со стреловидным крылом и могли приблизиться к скорости ЗВУКА (!).
Вооружён четырьмя пулемётами 20 мм. Под крылом размещались ракеты для атак по наземным целям. Разведывательная версия была укомплектована семью разными камерами. Поздние версии комплектовались двигателями с форсажной камерой (J 29F).
Это единственный шведский реактивный самолёт, который принимал участие в реальных боевых действиях (миротворческая операция ООН в Конго 1960-1964 гг).
Данный экземпляр один из пяти, принимавших участие в военных действиях в Конго в 1961 году. Он имеет отметины от повреждений огнём с земли. Вернулся обратно в Швецию в 1963 году, был списан и поступил в музейную коллекцию.
4. D.H. 112 Venom NF Mk51 (J 33) 1953-1960гг.
Это британский ночной истребитель. Он является улучшенной версией более раннего самолёта Vampire с более мощным двигателем и двухместной кабиной, где пилот и оператор радара сидели рядом.
Двигатели по британской лицензии производились в Швеции и отправлялись в Британию для установки в самолёты. В 1960 году были сняты с вооружения. Четыре оставшихся использовались как буксировщики целей и позже получили гражданскую регистрацию.
Один из этих самолётов в 1969 году был передан в музей и ему вернули прежнюю военную раскраску.
5. Saab 32 Lansen (A 32A) 1955-1978гг.
Однодвигательный тактический истребитель. Оснащался английским двигателем Rolls-Royce Avon. Большой угол стреловидности крыла 35 градусов. Первый полёт совершил 1952 году. Это первый шведский самолёт, превысивший скорость звука в пологом пикировании (shallow dive).
Вооружение – четыре пулемёта в носовой части и разнообразное подвесное (бомбы, ракеты) под крыльями. В носовой части располагался радар, который позволил самолёту стать всепогодным.
Помимо истребителя были версии штурмовика и разведчика.
Данный экземпляр произведён в 1957 году. Выполнен в версии штурмовика A32A. Налетал 1300 часов и списан в 1975. После чего поступил в историческую коллекцию этого музея.
Этот экземпляр ночного всепогодного истребителя Saab 32 Lansen (J 32B) произведён в 1959 году. Последним местом его службы была авиабаза рядом с музеем. После списание перемещён в историческую коллекцию музея.
6. Saab 105 (Sk 60) 1960 по сегодняшний день
Продвинутый учебно-тренировочный реактивный двухдвигательный самолёт. Может носить вооружение и использоваться как лёгкий штурмовик. Используется по сегодняшний день для базового и продвинутого обучения как военных, так и гражданских пилотов.
Музейный экземпляр произведён в 1968 году. Прославился тем, что один из курсантов по ошибке катапультировался. Осколки остекления кабины попали в двигатель и повредили его. Тем не менее, инструктору удалось посадить самолёт на аэродром и сохранить его. Курсант тоже остался невредимым. После 30 лет службы налетал почти 5000 часов, был списан и поступил в музейную коллекцию.
7. Saab 210 Lill-Dragen 1951-1957гг.
Учебно-тренировочный самолёт, прообраз и уменьшенная тестовая модель будущего истребителя J 35 Draken. На нём отрабатывалось дельтавидное крыло двойной стреловидности для сверхзвукового самолёта, характеристики которого не были изучены ранее. Требовалось решить противоречивую задачу – достигнуть сверхзвуковую скорость и низкую скорость при посадке.
Первый полёт совершил в 1952 году. Именно с этого самолёта началось освоение шведскими конструкторами дельтавидных крыльев и любовь к ним, что отразилось на всей последующей линейке самых лучших реактивных самолётов.
8. Saab 35 Draken (дракон) (J 35A «зелёный») 1960-1976гг.
Первый сверхзвуковой истребитель, который серийно производился в Швеции. Первый полёт совершил в 1955 году. Серийное производство началось в 1960 году. Появление этого самолёта явилось ответом на угрозы «холодной войны» для борьбы с высотными и высокоскоростными носителями ядерного оружия.
Сочетал в себе свойства сверхзвукового самолёта и мог использовать короткие взлётно-посадочные полосы благодаря дельтавидному крылу двойной стреловидности.
Прослужил более 30 лет в ВВС Швеции. В процессе эксплуатации подвергался существенной модернизации. Поставлялся в другие страны – Финляндию, Данию и Австрию.
На фото последний самолёт версии «А». Изготовлен в 1961 году. Списан и поступил в музей в 1993 году.
Этот музейный экспонат Saab 35F Draken (J 35J) был произведён в 1968 году в версии «J 35F». После 1987 года был подвергнут глубокой модернизации до версии «J 35J». В сумме налетал 2300 часов. В 1998 году был списан и поступил в музей. Окрашен в синий цвет эскадрильи, в которой служил. На сегодня в музейной экспозиции отсутствует!
9. Saab 37 Viggen (удар молнии) (AJS 37) 1993-2005гг.
В течение трёх десятилетий это был основной самолёт ВВС Швеции.
Работы по созданию этого самолёта начались в 1961 году для замены Lansen (J 32) и Dragen (J 35). Первый полёт совершил в 1967 году. Основные требования были сверхзвуковая скорость и низкая скорость для приземления на короткие ВВП.
Эти противоречивые требования привели к появлению революционного дизайна крыльев. Основное крыло было дельтавидным двойной стреловидности и дополнительное небольшое «утиное» располагалось впереди и над основным (переднее горизонтальное оперение).
Viggen (J 37) – первый в мире серийный реактивный военный самолёт, в котором использовалось переднее горизонтальное оперение.
Использование устройства реверса тяги и форсажной камеры даже обеспечивает "Viggen" свойства самолета короткого взлета и посадки.
Существует много видео показательных полётов, когда Viggen приземляется с небольшим пробегом по ВВП. Более того, благодаря реверсу тяги самолёт разворачивается задним ходом на небольшом пятачке и взлетает после такого же короткого разбега.
Вооружался высокоскоростной 30 мм пушкой и внешними ракетами с инфракрасным и радиолокационным наведением.
Сегодня в музейной экспозиции представлен только один Saab 37 Viggen (AJS 37). Выпущен в 1973 году в версии истребителя-бомбардировщика «AJ 37» . Через 20 лет был модернизирован до модификации AJS. Суммарно налетал почти 2700 часов. Красный цвет и эмблемы на крыльях соответствуют эскадрильи, в которой он служил. Списан в 2001 году и передан в музей. Ранее в музее было выставлено ещё три версии Viggen, которые сегодня отсутствуют.
10. Многоцелевой истребитель JAS 39 Gripen
Разработка многоцелевого истребителя JAS 39 Gripen началась в 1982 году. Использовались наработки и технологии, которые появились при исследовании и модернизации Viggen (J 37).
Первый полёт совершил в 1988 году. Далее последовало серийное производство, которое включало двухместную версию (JAS 39B). Основная цель была поставить эти самолёты во все боевые эскадрильи и обучить пилотов выполнять все возможные роли этого самолёта.
В самолёте была внедрена цифровая система управления полётом, которая давала экстраординарную манёвренность. Аэродинамическое взаимодействие между основным крылом и подвижным «утиным» переднего горизонтального оперения добавляло преимуществ.
Конструкция самолёта допускает перегрузки до 9g, что потребовало использование пилотом специального антиперегрузочного костюма для защиты от потери сознания.
Компьютерная система управляет многими функциями и системами самолёта или автоматически, или с вмешательством пилота. Дополнительные значительные тактические преимущества даёт постоянная связь с другими самолётами и наземными службами.
Музейный экземпляр является вторым прототипом, который сделал первый полёт в 1990 году. Он был оборудован специальной тестовой и записывающей аппаратурой для проверки продвинутой системы управления при самых разнообразных нагрузках и всех видах экстремальных ситуаций.
Окрашен в чёрный цвет с белыми секциями для контраста при съёмках видео в процессе тестирования.
Читайте другие публикации канала на близкую тему: «7 уникальных поршневых самолётов, которые стали значимыми в истории Шведских ВВС» 👍, «Авиационный музей в Швеции. Таким вы его уже не увидите. Уникальные личные фото до реконструкции» 👍, «F-117 Nighthawk – реально самолёт-невидимка. Я видел это собственными глазами и могу подтвердить под присягой» 👍, «Это не «кладбище» самолётов, как называют некоторые. Это авиабаза хранения и восстановления (личное посещение и фотографии)» 👍.