Найти в Дзене

10 уникальных реактивных самолётов, которые сделали историю ВВС Швеции

Оглавление

Привет, Друзья, Коллеги, Единомышленники и Союзники!

В предыдущих публикациях был общий обзор шведского музея авиации «Flygvapenmuseum» в городе Малмен и самых значимых поршневых самолётов. Ссылки на них найдёте в конце статьи.

В этой публикации мы коснёмся только уникальных реактивных самолётов из авиационного музея в Малмен, которые оставили существенный след в истории ВВС Швеции.

На постаменте вдоль дороги к авиационному музею Flygvapenmuseum «Saab 32 Lansen (A 32A) и «Saab 29 Tunnan» (J 29B)
На постаменте вдоль дороги к авиационному музею Flygvapenmuseum «Saab 32 Lansen (A 32A) и «Saab 29 Tunnan» (J 29B)

1. D.H. 100 Vampire F.1. (J 28A) 1946-1955гг.

Это был первый реактивный истребитель шведских ВВС. Этот тип самолётов сыграл главную (ключевую) роль в развитии шведской реактивной авиации. Благодаря хорошим отношениям Швеция смогла первой купить у Англии 70 самолётов Vampire F.1, которые в Швеции получили название J 28A.

Данный экземпляр самый первый, который прибыл из Англии 1946 году. Закончил службу в 1955 году и поступил в музейную коллекцию.

Первый реактивный истребитель шведских ВВС «D.H. 100 Vampire F.1» (J 28A)
Первый реактивный истребитель шведских ВВС «D.H. 100 Vampire F.1» (J 28A)

2. Saab 21R (J 21R) 1949-1957гг.

Это первый реактивный самолёт, который был сконструирован и производился в Швеции в компании SAAB в 1947 году. Фактически это была версия любимого шведскими пилотами поршневого самолёта J 21A с реактивным двигателем. (О прообразе первого реактивного самолёта Швеции J 21A читайте в предыдущей публикации. Ссылка в конце статьи).

Половина самолётов комплектовалась Британскими двигателями, а другая половина шведскими, изготовленными по лицензии.

Музейный экземпляр, это один из трёх оставшихся самолётов, которые не попали под распил на металлолом с двигателем, сделанным по британской лицензии.

Первый реактивный самолёт «Saab 21R» (J 21R), который был сконструирован и производился в Швеции
Первый реактивный самолёт «Saab 21R» (J 21R), который был сконструирован и производился в Швеции

3. Saab 29 Tunnan (J 29B) 1951-1975гг.

Также его называли “Flying Barrel”(летающая бочка). Один из топовых истребителей тех дней. Второй реактивный истребитель, разработанный и производимый в Швеции. Полностью сравним с русским МиГ-15 и американским F-86. Эти три истребителя были единственными со стреловидным крылом и могли приблизиться к скорости ЗВУКА (!).

Вооружён четырьмя пулемётами 20 мм. Под крылом размещались ракеты для атак по наземным целям. Разведывательная версия была укомплектована семью разными камерами. Поздние версии комплектовались двигателями с форсажной камерой (J 29F).

Второй реактивный истребитель Saab 29 Tunnan (J 29B), разработанный и производимый в Швеции
Второй реактивный истребитель Saab 29 Tunnan (J 29B), разработанный и производимый в Швеции

Это единственный шведский реактивный самолёт, который принимал участие в реальных боевых действиях (миротворческая операция ООН в Конго 1960-1964 гг).

Данный экземпляр один из пяти, принимавших участие в военных действиях в Конго в 1961 году. Он имеет отметины от повреждений огнём с земли. Вернулся обратно в Швецию в 1963 году, был списан и поступил в музейную коллекцию.

Второй реактивный истребитель Saab 29 Tunnan (J 29B), разработанный и производимый в Швеции
Второй реактивный истребитель Saab 29 Tunnan (J 29B), разработанный и производимый в Швеции

4. D.H. 112 Venom NF Mk51 (J 33) 1953-1960гг.

Это британский ночной истребитель. Он является улучшенной версией более раннего самолёта Vampire с более мощным двигателем и двухместной кабиной, где пилот и оператор радара сидели рядом.

Двигатели по британской лицензии производились в Швеции и отправлялись в Британию для установки в самолёты. В 1960 году были сняты с вооружения. Четыре оставшихся использовались как буксировщики целей и позже получили гражданскую регистрацию.

Один из этих самолётов в 1969 году был передан в музей и ему вернули прежнюю военную раскраску.

Британский ночной истребитель «D.H. 112 Venom NF Mk51» (J 33)
Британский ночной истребитель «D.H. 112 Venom NF Mk51» (J 33)

5. Saab 32 Lansen (A 32A) 1955-1978гг.

Однодвигательный тактический истребитель. Оснащался английским двигателем Rolls-Royce Avon. Большой угол стреловидности крыла 35 градусов. Первый полёт совершил 1952 году. Это первый шведский самолёт, превысивший скорость звука в пологом пикировании (shallow dive).

Вооружение – четыре пулемёта в носовой части и разнообразное подвесное (бомбы, ракеты) под крыльями. В носовой части располагался радар, который позволил самолёту стать всепогодным.

Помимо истребителя были версии штурмовика и разведчика.

Данный экземпляр произведён в 1957 году. Выполнен в версии штурмовика A32A. Налетал 1300 часов и списан в 1975. После чего поступил в историческую коллекцию этого музея.

Штурмовик «Saab 32 Lansen» (A 32A)
Штурмовик «Saab 32 Lansen» (A 32A)

Этот экземпляр ночного всепогодного истребителя Saab 32 Lansen (J 32B) произведён в 1959 году. Последним местом его службы была авиабаза рядом с музеем. После списание перемещён в историческую коллекцию музея.

Ночной всепогодный истребитель «Saab 32 Lansen» (J 32B)
Ночной всепогодный истребитель «Saab 32 Lansen» (J 32B)

6. Saab 105 (Sk 60) 1960 по сегодняшний день

Продвинутый учебно-тренировочный реактивный двухдвигательный самолёт. Может носить вооружение и использоваться как лёгкий штурмовик. Используется по сегодняшний день для базового и продвинутого обучения как военных, так и гражданских пилотов.

Музейный экземпляр произведён в 1968 году. Прославился тем, что один из курсантов по ошибке катапультировался. Осколки остекления кабины попали в двигатель и повредили его. Тем не менее, инструктору удалось посадить самолёт на аэродром и сохранить его. Курсант тоже остался невредимым. После 30 лет службы налетал почти 5000 часов, был списан и поступил в музейную коллекцию.

Учебно-тренировочный реактивный двухдвигательный самолёт «Saab 105» (Sk 60)
Учебно-тренировочный реактивный двухдвигательный самолёт «Saab 105» (Sk 60)

7. Saab 210 Lill-Dragen 1951-1957гг.

Учебно-тренировочный самолёт, прообраз и уменьшенная тестовая модель будущего истребителя J 35 Draken. На нём отрабатывалось дельтавидное крыло двойной стреловидности для сверхзвукового самолёта, характеристики которого не были изучены ранее. Требовалось решить противоречивую задачу – достигнуть сверхзвуковую скорость и низкую скорость при посадке.

Первый полёт совершил в 1952 году. Именно с этого самолёта началось освоение шведскими конструкторами дельтавидных крыльев и любовь к ним, что отразилось на всей последующей линейке самых лучших реактивных самолётов.

Учебно-тренировочный самолёт «Saab 210 Lill-Dragen»
Учебно-тренировочный самолёт «Saab 210 Lill-Dragen»

8. Saab 35 Draken (дракон) (J 35A «зелёный») 1960-1976гг.

Первый сверхзвуковой истребитель, который серийно производился в Швеции. Первый полёт совершил в 1955 году. Серийное производство началось в 1960 году. Появление этого самолёта явилось ответом на угрозы «холодной войны» для борьбы с высотными и высокоскоростными носителями ядерного оружия.

Сочетал в себе свойства сверхзвукового самолёта и мог использовать короткие взлётно-посадочные полосы благодаря дельтавидному крылу двойной стреловидности.

Прослужил более 30 лет в ВВС Швеции. В процессе эксплуатации подвергался существенной модернизации. Поставлялся в другие страны – Финляндию, Данию и Австрию.

На фото последний самолёт версии «А». Изготовлен в 1961 году. Списан и поступил в музей в 1993 году.

Первый сверхзвуковой истребитель «Saab 35 Draken» (J 35A), который серийно производился в Швеции
Первый сверхзвуковой истребитель «Saab 35 Draken» (J 35A), который серийно производился в Швеции

Этот музейный экспонат Saab 35F Draken (J 35J) был произведён в 1968 году в версии «J 35F». После 1987 года был подвергнут глубокой модернизации до версии «J 35J». В сумме налетал 2300 часов. В 1998 году был списан и поступил в музей. Окрашен в синий цвет эскадрильи, в которой служил. На сегодня в музейной экспозиции отсутствует!

Первый сверхзвуковой истребитель «Saab 35 Draken» (J 35J), который серийно производился в Швеции
Первый сверхзвуковой истребитель «Saab 35 Draken» (J 35J), который серийно производился в Швеции

9. Saab 37 Viggen (удар молнии) (AJS 37) 1993-2005гг.

В течение трёх десятилетий это был основной самолёт ВВС Швеции.

Работы по созданию этого самолёта начались в 1961 году для замены Lansen (J 32) и Dragen (J 35). Первый полёт совершил в 1967 году. Основные требования были сверхзвуковая скорость и низкая скорость для приземления на короткие ВВП.

Эти противоречивые требования привели к появлению революционного дизайна крыльев. Основное крыло было дельтавидным двойной стреловидности и дополнительное небольшое «утиное» располагалось впереди и над основным (переднее горизонтальное оперение).

Viggen (J 37) – первый в мире серийный реактивный военный самолёт, в котором использовалось переднее горизонтальное оперение.

Использование устройства реверса тяги и форсажной камеры даже обеспечивает "Viggen" свойства самолета короткого взлета и посадки.

Существует много видео показательных полётов, когда Viggen приземляется с небольшим пробегом по ВВП. Более того, благодаря реверсу тяги самолёт разворачивается задним ходом на небольшом пятачке и взлетает после такого же короткого разбега.

Вооружался высокоскоростной 30 мм пушкой и внешними ракетами с инфракрасным и радиолокационным наведением.

Сегодня в музейной экспозиции представлен только один Saab 37 Viggen (AJS 37). Выпущен в 1973 году в версии истребителя-бомбардировщика «AJ 37» . Через 20 лет был модернизирован до модификации AJS. Суммарно налетал почти 2700 часов. Красный цвет и эмблемы на крыльях соответствуют эскадрильи, в которой он служил. Списан в 2001 году и передан в музей. Ранее в музее было выставлено ещё три версии Viggen, которые сегодня отсутствуют.

Истребитель-бомбардировщик «Saab 37 Viggen» (AJS 37)
Истребитель-бомбардировщик «Saab 37 Viggen» (AJS 37)

10. Многоцелевой истребитель JAS 39 Gripen

Разработка многоцелевого истребителя JAS 39 Gripen началась в 1982 году. Использовались наработки и технологии, которые появились при исследовании и модернизации Viggen (J 37).

Первый полёт совершил в 1988 году. Далее последовало серийное производство, которое включало двухместную версию (JAS 39B). Основная цель была поставить эти самолёты во все боевые эскадрильи и обучить пилотов выполнять все возможные роли этого самолёта.

Многоцелевой истребитель JAS 39 Gripen
Многоцелевой истребитель JAS 39 Gripen

В самолёте была внедрена цифровая система управления полётом, которая давала экстраординарную манёвренность. Аэродинамическое взаимодействие между основным крылом и подвижным «утиным» переднего горизонтального оперения добавляло преимуществ.

Конструкция самолёта допускает перегрузки до 9g, что потребовало использование пилотом специального антиперегрузочного костюма для защиты от потери сознания.

Компьютерная система управляет многими функциями и системами самолёта или автоматически, или с вмешательством пилота. Дополнительные значительные тактические преимущества даёт постоянная связь с другими самолётами и наземными службами.

Многоцелевой истребитель JAS 39 Gripen
Многоцелевой истребитель JAS 39 Gripen

Музейный экземпляр является вторым прототипом, который сделал первый полёт в 1990 году. Он был оборудован специальной тестовой и записывающей аппаратурой для проверки продвинутой системы управления при самых разнообразных нагрузках и всех видах экстремальных ситуаций.

Окрашен в чёрный цвет с белыми секциями для контраста при съёмках видео в процессе тестирования.

Читайте другие публикации канала на близкую тему: «7 уникальных поршневых самолётов, которые стали значимыми в истории Шведских ВВС» 👍, «Авиационный музей в Швеции. Таким вы его уже не увидите. Уникальные личные фото до реконструкции» 👍, «F-117 Nighthawk – реально самолёт-невидимка. Я видел это собственными глазами и могу подтвердить под присягой» 👍, «Это не «кладбище» самолётов, как называют некоторые. Это авиабаза хранения и восстановления (личное посещение и фотографии)» 👍.
-16