Найти в Дзене
Грузовой канал

История КАМАЗа, Часть-1. Создание завода и первого КАМАЗа. 80-е

Оглавление

В шестидесятые года растущая экономическая часть советского государства способствует значительному увеличению объемов грузоперевозок. Страна нуждается в грузовиках с экономичным дизельным двигателем, но существующие заводы не в состоянии покрыть этот дефицит. Появилась потребность в создании нового автогиганта.

В августе 1969 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли решение о строительстве комплекса автомобильных заводов по производству большегрузных автомобилей. Было изучено более 70 вариантов местоположения завода. И выбор пал на Набережные Челны, небольшой в то время городок Татарской АССР, находящийся на берегу реки Камы. Его преимущества были очевидны. Помимо местонахождения на берегу большой реки, через город проходила железная дорога. Это означало что с поставкой строительных материалов, сырьём, оборудованием, комплектующими, а в дальнейшем – с транспортировкой грузовиков потребителям проблем не будет.

Объем производства составил 150 тыс. автомобилей и 250 тыс. дизельных двигателей. 26 сентября 1969 года министр автомобильной промышленности Александр Тарасов подписал приказ о наименовании нового предприятия Камским автозаводом, а уже 13 декабря экскаваторщик Михаил Носков приступил к работе на площадке первого объекта КАМАЗа. Эта дата является официальным началом строительства завода.

На строительные работы съехались специалисты и рабочие разных специальностей с каждого уголка СССР, представляющие 70 национальностей. Более чем 2000 различных предприятий, все главные комитеты Госснаба Советского Союза, различные ведомства и министерства выполняли заказы по строительству завода на материалы и необходимое оборудование. Каждый день на строительной площадке трудилось более 100 000 человек. Будущий завод обеспечивался по тем временам самым передовым и технологичным оборудованием не только отечественного, но и зарубежного производства. Поставки осуществлялись такими мировыми корпорациями, как «Свинделл-Дреслер», «Тата», «Рено», «Сандвик», «Хитачи» и многие другие. Завод возводился и рождался буквально на голой земле – среди холмистых полей.

Также надо было обустроить город, выселить людей из бараков в новые многоэтажные дома и построить дома для рабочих завода. За короткие сроки построили многоэтажные дома с комфортными для проживания квартирами,стали появляться современные школы и детские сады, вузы и другие учебные заведения. Появились культурные, спортивные, досуговые заведения, объекты медицины и многое другое. Именно благодаря заводу в Прикамье создали мощный научный центр и развили пригородную сельскохозяйственную зону.

Создание первого КАМАЗа

В 1967 году, заводу ЗИЛ было поручено разработать новый тягач. Специалисты Минавтопрома провели исследования и решили, что новый тягач должен перевозить грузы до 8 тонн. Также автомобиль должен быть подготовлен к буксировке, иметь три оси, обладать кабиной с расположенным под ней дизельным силовым агрегатом.

В 68 году на заводе ЗИЛ должны были разработать модельный ряд грузовых автомобилей. В 69 году выходит приказ на создание новых двигателей мощностью в 200 л. с. За основу выбирали различные образцы иностранного производства, больше всего советским инженерам пришелся по вкусу International 220. Но с этого грузовика ЗИЛовцы ничего не копировали, они лишь взяли его технические показатели, которые надо было превзойти.

-2

В мае 69 года появляется первый тестовый образец - ЗИЛ-170. Испытания прошли успешно. Пока строился производственный комплекс, в конструкторском бюро ЗИЛ также кипела работа – разрабатывались новые современные грузовики. За несколько лет успели создать около 50 различных опытных образцов и их модификаций. Это был технический прорыв. Прогрессивная на тот момент угловато-квадратная внешность, комфортная кабина со спальником, мощный дизельный двигатель, в отличии от американского прототипа, где был карбюраторный, да и от большинства наших грузовиков тоже, гидроусилитель руля и пневмогидроусилитель сцепления, двухдискового с промежуточной плитой, пятиступенчатая коробка передач с делителем, добавлявшим еще пять промежуточных передач, бездисковые колёса, блокируемый межосевой дифференциал и многоконтурная пневматическая тормозная система с автоматически срабатывающими в случае разгерметизации задними тормозами, за счёт пружинного энергоаккумулятора.

-3

ЗИЛ с блеском выполнил поставленную задачу представив готовый грузовик уже в 1969 году на ВДНХ. Новая грузовая машина позволила сделать революционный шаг в производстве советских грузовых автомобилей. Позже все разработки ЗИЛа передали на новый завод КАМАЗ. В мае 74 года в экспериментальном цеху собрали первый двигатель. Конвейер удалось наладить самостоятельно, но вот технология была временной. Эти моторы устанавливались на первые 5320. Но разработку ЗИЛа немного изменили, сделав кабину более просторной.

В результате челнинский первенец — бортовой 8‑тонный КАМАЗ-5320 сошел с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года.

-4

В период с 1976-го по 1978-й годы автогигант выпускал три базовые модели: грузовик КАМАЗ-5320 грузоподъёмностью 8 т, строительный самосвал КАМАЗ-5511 грузоподъёмностью 10 т и седельный тягач КАМАЗ-5410 полной массой 26 т. Затем были разработаны 10-тонный грузовик КАМАЗ-53212 с увеличенной до 3690 мм колёсной базой, сельскохозяйственный 7‑тонный самосвал КАМАЗ-55102 с боковой разгрузкой и седельный тягач КАМАЗ-54112 для 33‑тонного автопоезда.

КАМАЗ-43105
КАМАЗ-43105

В 1981 году на заводе стали выпускать армейский 6-тонный вариант КАМАЗ-4310 (6х6) с лебедкой, двумя топливными баками и системой регулирования давления воздуха в шинах. Для аграриев предлагали 7-тонный вариант КАМАЗ-43105. Весь модельный ряд в те года оснащался 220 сильным двигателем и 10 ступенчатой коробкой передач.

КАМАЗ-4310 (6х6)
КАМАЗ-4310 (6х6)

В 1987 году на заводе начали выпуск малолитражки ВАЗ-1111 «Ока», которую выпускали до 1994 года. В конце 80-х на заводе начали разработку нового поколения. Обновленные модели комплектовались отечественными турбодизелями, а также импортными моторами и комплектующими. Комфорт кабины улучшили за счет более высокой крыши и ряда технических доработок. Тогда же появляются бортовой КАМАЗ-5325 и седельный тягач КАМАЗ-5425 (4x2).

КАМАЗ-5425 (4x2)
КАМАЗ-5425 (4x2)

На этом история КАМАЗа не завершается, в ближайшее время будут выходить следующие части про историю грузовиков КАМАЗ и про интересные проекты Камского автозавода

Ставьте лайки, подписывайтесь, ну а на сегодня всё