Если рассматривать долговременные тренды, то российский автомобильный рынок становится все более «азиатским». Еще 10 лет назад в совокупности на японские, корейские и китайские марки у нас приходилась треть новых автомобилей (33,6%). Сегодня, в 2020 году, после бурного роста начала десятилетия и падения и стагнацию его второй половины, на «азиатов» уже приходится доля в 45% российского авторынка новых машин. По всей видимости, вскоре, они будут составлять половину рынка, а может и более. Другую часть – европейские по происхождению марки, резко уменьшившие присутствие американские бренды, вдобавок и отечественные LADA, и UAZ, которые никуда не уйдут.
В нашем материале коснемся только расклада самой динамичной части «азиатского спектра» отечественного авторынка новых автомобилей. Во время анализа статистических данных нас привлек вот такой факт, оказывается, в китайском сегменте сменился лидер. Достаточно длительное время среди новых китайцев первенствовала марка Haval.
Это лидерство и ситуацию многие воспринимали как естественную, ведь именно этот бренд ведет активность на российском рынке с 2015 года, когда было объявлено о строительстве собственного автозавода в Тульской области. А летом прошлого года, когда на предприятии началось производство Haval F7, на первом экземпляре этого автомобиля поставили подписи товарищ Си Цзиньпин, Председатель КНР, и президент РФ Путин.
Однако к прошедшему ноябрю расклад среди китайского сегмента российского авторынка изменился. Причем существенно. Во-первых, на диаграмме отчетливо видны три «столпа» китайского сегмента – Geely, Chery и Haval, а также подтягивающийся к нем Changan. Остальные китайские марки имеют низкий уровень продаж, и являются аутсайдерами китайской экспансии в РФ. В целом, это общая картина.
Во-вторых, марка Haval начала резко притормаживать и снижать объемы продаж. Если в июле в РФ, по данным агентства Автостат-инфо было зарегистрировано 1744 автомобиля марки Haval, то в ноябре уже 1362. У другой китайской марки Geely тренд был противоположным: в июле – 1252 автомобиля, в ноябре – 1833.
Вот так за несколько месяцев марка Haval сдала свой лидерский титул на российском авторынке. Но если глубоко вперить взгляд в этот процесс, то можно увидеть причину этой рокировки, которую мы попытались показать в нижеприведенной табличке.
Согласно статданным сразу становится понятен провал Haval.
Он обусловлен снижением популярности локализованного флагмана – Haval F7. В свою очередь, небольшой рост продажи моделей кросс-купе Haval F7x и рамного внедорожника Haval H5 не смогли демфировать уменьшение продаж флагманской модели.
У Geely другая картина. Продажи флагманской модели Geely Atlas достаточно стабильны, а вот практически в два раза выросли продажи новинки этого года Geely Coolray.
И все-таки интересно разобраться, в чем секрет растущей популярности марки автомобилей Geely. Их также можно считать локализованными моделями, поскольку они производятся в Республике Беларусь – одном из государств-участников Таможенного союза.
В этом плане, почему интересна российским покупателям марка Geely можно посмотреть на результаты опроса владельцев этих автомобилей. В принципе все говорит о том, что автомобили находятся в комфортной зоне по соотношению «цена/качество», также владельцы отмечают хорошее оснащение, приятный внешний вид и комфорт. Немаловажно, что автомобилист удовлетворен интерьером и дизайном, управляемость и качеством сборки. Однако есть осадок от недостаточной экономичности, а попросту высоким расходом топлива, слабым лако-красочным покрытием и динамикой разгона.