Найти тему
Жить на два дома

В ОДИН ТАЙМЫРСКИЙ ПОРТ ВОРВАЛСЯ ТЕПЛОХОД…

Потянулись одинаковые тусклые дни и недели сурка, разбавляемые только капризами погоды. Нас таскало по Карскому морю вместе с дрейфующими ледяными полями. Пароход обезлюдел. Обрели реальность картины из фантастических фильмов, про пустые космические станции и бродящих по пустынным коридорам очумелых астронавтов.

12 человек на 8 этажей надстройки, а кают на борту на 50 человек. Судовой лифт оживал раз в 4 часа, на смену вахт, это обленившиеся механики спускались в ЦПУ. Вахта, еда, сон, вахта, еда, сон. Все работы переделаны, все формуляры заполнены, все приборы обслужены. Нет работы, нет занятия. Все книги перечитаны, все фильмы пересмотрены по нескольку раз.

По нескольку раз менялись между собой музыкальными кассетами, Наслушались, всякого до посинения. Радио ловит только короткие волны: Индия, Египет, Бразилия, Новая Зеландия. Волна плавает, не фиксируется. Карское море – радио-яма, эфирная черная дыра. Как тут слушать такое безобразие? Не было еще бытовых видеомагнитофонов. Спутники летали только для военных. По субботам была баня, где встречались иногда с растворившимися в судовых объёмах, сотоварищами. Разбавляли спирт водой и предавались медитации.

Закончилась полярная ночь, стало появляться Солнце в погожие дни. Спали морозы, перестал намерзать новый лед, старый рыхлел и расползался. Появились разводья. Время от времени, раз в месяц подходили ледоколы, давали топливо, воду, продукты, письма, спирт, кто не жадный, рассказывали последние сплетни.

Так прошла зима, потом весна. Наступил июнь. (Для тех, кто не читал начало истории. Мы вышли из Мурманска в середине января). Воспряло пароходское начальство. Выдали нам ледокол и мы наконец двинулись в нужную сторону. 14 июня подошли к устью Енисея. Дождались прохождения последнего ледяного вала сверху. Посмотрели, как он, высоченный 8-9 метров, расплывается по сторонам на выходе из реки. За ним – чудо ! Чистая вода ! Помчались вверх по течению.

Ясным солнечным полярным днем, с чувством исполненного долга, отдали якорь напротив затонувшего в паводок, Дудинского порта. Лето! +30! Комары, размером с воробья, тучи мошкары, Все вокруг зеленое, странно видеть после всего белого. Запахов не помню, были?

Порт Дудинка в июне. Здание управления и краны  угнанные с причалов наверх от паводка. Но паводок догнал.
Порт Дудинка в июне. Здание управления и краны угнанные с причалов наверх от паводка. Но паводок догнал.

Связались с портовскими, спустили трап до воды, договорились о выгрузке. На борту появилась водка и женщины с низкой социальной ответственностью. Капитан, Игорь Х, (читаем Икс), как правильный моряк, имевший жену в каждом порту, свинтил на берег после переговоров, перепоручив все старпому.

Второй, грузовой помощник Андрюша, поев водки, отвергнув корыстную любовь, исполнившись чувством неизбывной жалости к себе, собрав вещи свинтил следом за капитаном, но уже прямо домой в Москву, в Москву, напоследок сказав нам – Гори оно все огнем, а вы если хотите, оставайтесь… Сказал, конечно, другими словами, не литературными, простыми словами, за которые Дзен блокирует канал.

А мы со старпомом не могли себе такого позволить по двум причинам. Во-первых, мы таки моряки! А во-вторых к нему прилетала жена из Москвы завтра, а ко мне через 4 дня из Одессы. Уехал старпом в Норильск, в аэропорт. Я остался за всех. Переписывался с пароходством от имени капитана, командовал выгрузкой, покупал с лодок свежую и соленую рыбу, черную и красную икру с казанок, подходивших к борту, регулировал поток желающих «посмотреть на пароход», не пускал на берег оставшихся своих, отнимал и прятал водку из кают, потому, что хватит.

Cтарпом привез жену через 3 дня, в аккурат перед появлением размагниченного капитана. А у нас на борту полный порядок. Выгрузка плавкраном на понтоны круглосуточно, народ угомонился, поздравления из пароходства, якорь держит, топлива хватит на обратную дорогу. На следующий день, капитан, поинтересовавшись списочным составом, оставшимся в строю и на борту, произвел меня, своей властью, во Вторые помощники. Ну хоть так.

Пришел мой день ехать в Аэропорт, встречать жену. Встретил. Обрадовался конечно, и жене и тридцатикилограммовому чемодану с молодой картошкой, редиской, зеленью, бичками, салом. Московская жена летела за тыщи километров с ридикюлем, Одесская - с молодой картошкой.

На дизель до Дудинки опоздали. Автомобильного сообщения в 1979 году еще не было. Добрые люди на вокзале посоветовали найти эшелон, идущий в Дудинку и добираться на нем. Нашли пустой товарняк, открыли и забрались в теплушку и пили из горлышка шампанское, сидя на шпале и глядя на пробегавшую мимо тундру в цветах.

Выгрузились. Пришло время идти обратно. Рандеву с ледоколом в устье. Встретились, встали в кильватер и пошли обратно кругом, огибая с севера Новую Землю. За ледоколом надо идти на ручном. Нас осталось двое штурманов и вахту несли 6 через 6 часов. Поставили на руль жен. Дамы научились быстро, но и быстро уставали. Мы тоже отвыкли от такой работы, но неделю можно было и потерпеть.

Лирическое отступление. Мог-ли я себе тогда представить, что ровно через 10 лет, буду вот так 6 через 6 часов возить 7 месяцев подряд, под норвежским флагом, камни на строительство моста через Бельт. 6 через 6 часов ходовая вахта, пришвартовались, открыли трюма и сами выгружаем эти камни на причал. Выгрузили, отдали концы и пошли за новой порцией камней. 6 через 6. И так день и ночь, 7 месяцев. Вот где устал.

Добрались до Мурманска без потерь. И после коротких сборов отправились на гарантийный ремонт в братскую ГДР, порт Варнемюнде, завод Варновверфт. Где и отстояли благополучно 7 месяцев, но уже в доке и у причала, с пивом, развлечениями, приключениями и комсомольскими собраниями, бичующими нарушителей морального облика Советского моряка, причем регулярно и бессовестно. А что вы еще хотите, если тебе 23-25, ну 26 от силы, лет.

С Наступающим дорогие подписчики и уважаемые читатели ! Следите за каналом. Дня через три появится Новогодний или святочный (по Еврокалендарю) но грустный рассказ про любовь. Эссе. Коротенько. Но с моралью. Начинаем варить холодец !