После начала войны Ильюшин 21 июля 1941 г. обратился к наркому авиапромышленности Шахурину с предложением об установке на штурмовик мотора воздушного охлаждения М-82 взлетной мощностью 1 675 л. с.
За такой вариант выступали и ряд специалистов ВВС КА и НКАП. Кроме того предполагалось сделать самолет двухместным.
Руководство наркомата авиапрома и Правительство отнеслось с пониманием к предложению Ильюшина и 29 июля 1941 г. вышел приказ по НКАП № 760 согласно которому в распоряжение Илюшина передавали один серийный Ил-2 завода № 18, работы по смене мотора должны были проходить на заводе № 39. Главный конструктор должен был не позднее 30 августа подготовить и выпустить в первый полет модифицированный Ил-2 с М-82.
8 сентября 1941 г. Коккинаки с аэродрома ЛИИ НКАП совершил на новом штурмовике первый испытательный полет.
Причем мотор М-82 в отличие от АМ-38 не бронировался, правда пострадала аэродинамика самолета, так как переход от мотора к фюзеляжу получился неплавный.
Убрали задний бензобак за бронеперегородкой пилота, оборудовали кабину стрелка с блистерной установкой под 12,7-мм пулемет УБТ с боекомплектом 280 патронов.
Стрелок получил бронезащиту: на блистере было 64-мм бронестекло, задняя и нижняя броневые стенки имели 8 мм броню, боковые - до 6 мм, была и 5 мм броня над головой стрелка.
Пулемет УБТ на шкворневой установке из-за бронирования имел довольно ограниченные углы обстрела 38 градусов по вертикали и по 22 градуса в стороны.
Бак под сиденьем летчика увеличили до 724 л, установили систему заполнения бензобаков нейтральным газом.
Заводские испытания нового штурмовика были пройдены за 8 дней. Летчики отметили, что по сравнению с Ил-2 АМ-38 новый самолет имеет худшие летные качества.
Илюшин обратился к НКАП и ВВС с предложением выпустить на заводе № 18 30 двухместных Ил-2 М-82 для войсковых испытаний. Конструктор предложил именовать самолет Ил-4.
В конце 1941 г. специалисты НИИ ВВС предложили установить на штурмовик мотор М-82 112И (М-82ИР), что было реализовано.
Госиспытания Ил-2 с М-82ИР начались только 20 февраля 1942 г.
Самолет показал максимальную скорость у земли 365 км/ч, на высоте 5,5 км - 406 км/ч. На 5 000 он поднимался за 10,6 минут. Из-за задней центровки ухудшилась продольная устойчивость. Самолет стал сложнее в пилотировании. Ухудшились и взлетно-посадочные качества. Максимальная дальность составила 700 км.
Ил-2 М-82ИР получил две пушки ШВАК с 210 снарядами на ствол, два пулемета ШКАС по 750 патронов на пулемет, один УБТ с 280 патронов, 8 РО-82 и 400 кг бомб (в перегрузку 600 кг).
Пушки ШВАК расположил ближе к оси самолета, а пулеметы - дальше, что повышало точность стрельбы пушками в воздухе.
В акте о госиспытаниях самолета, который утвердил командующий ВВС КА Новиков 23 марта 1942 г. отмечалось, что штурмовик рекомендуется в серийное производство. Самолет также должен был получить переговорное устройство и радиополукомпас РПК-10.
В мае и июне на заводе № 381 должны были выпустить 112 самолетов, согласно постановлению ГКО № 1502 от 28.03.42 г.
Но к тому времени уже было массовое производство АМ-38 и одноместных Ил-2, а М-82 решили ставить на ЛаГГ-3. Другим постановлением ГКО № 1658 от 26.04.42 г. дальнейшие работы по Ил-2 М-82ИР прекратили.
Илюшину предложили переделать серийный Ил-2 в двухместный без остановки заводского конвейера.
Известно, что был построен одноместный Ил-2 М-82ИР на заводе № 381, у него бензобаки увеличили до 980 литров, снизу на моторе поставили броненакладки. Заводские испытания Ил-2 М-82ИР успешно прошел в середине августа 1942 г., но на госиспытания он не передавался и все работы по нему свернули.
Спасибо за прочтение.