У автолюбителей есть популярное выражение: “чем проще, тем надежнее”. У меня есть рабочая Лада Гранта с 8- клапанным двигателем, а у товарища личная, но с 16-клапанным. Не сказать, что второй сильно сложнее первого, но всё-таки в нём, как минимум, имеются гидрокомпенсаторы.
С одной стороны, наличие “гидриков” – это хорошо, не нужно периодически делать регулировку, особенно на автомобилях с установленным ГБО. С другой стороны, спустя буквально 2 года у конкретного экземпляра товарища появилась проблема – стук гидрокомпенсаторов при холодном запуске по утрам. Проблема не массовая, но встречается, и владельцы обсуждают её на форумах. Некоторые просто их меняют, но нас такой способ для автомобиля на гарантии не устраивал.
Сервис дилера говорит, что это нормальная работа двигателя, переживать не стоит. Владельцы же задаются вопросом, почему эта “нормальная” работа не проявлялась сразу после покупки авто, а лишь спустя время (у кого как).
Теоретически, шум от гидрокомпенсаторов при холодном пуске – нормально, при условии, что он непродолжительный и проявляется после длительной стоянки. Обусловлено это тем, что маслонасосу нужно время, чтобы создать давление в системе и прокачать масло до ГБЦ, которое успело полностью стечь в поддон. Если же шум продолжается слишком долго, или появляется даже после запуска горячего двигателя, то стоит смотреть в сторону качества масляного фильтра и его обратного клапана, обратного клапана в ГБЦ, непосредственно самих “гидриков”.
Смена фильтра на другой, доставленный от официального дистрибьютора, вопрос не решила. Почитав форумы и обсуждения на разных ресурсах, мы обратили внимание на то, что некоторые советуют сменить масло и попробовать “нулёвку”. Если заливалось 5w-40, то залить 0w-40, если 5w-30, то 0w-30. В Гранту товарища заливалось масло с вязкостью 5w-40 с интервалом каждые 10 000 км.
Идея с заменой масла на “нулёвку” показалась здравой. У нулёвки в сравнении с 5w отличается кинематическая вязкость при низких температурах – она ниже, следовательно, масло более текучее. За счёт этого такие масла хорошо проходят тесты CCS (тест холодной прокрутки). Такое масло легче прокачивать, когда оно холодное, следовательно, оно быстрее “доберется” до ГБЦ.
В общем и целом, решили проверить и заказали масло, выбрали Hi-Gear 0w-40 с артикулом HG0044. Масло для такой вязкости демократичное по цене и имеет в своем составе эстеры.
Эстеры – это сложно для понимания обывателя, рассказывать что-то про полярность эфирных молекул не вижу смысла. Скажем проще, эстеры обеспечивают надежную пленку в парах трения, что важно при холодных пусках, когда мотор какое-то время испытывает масляное голодание. Также эстеры несколько улучшают моющие свойства масла, что, применительно к гидрокомпенсаторам, не будет лишним.
При условии, что до этого мы уже пытались менять масло, а также один раз меняли только фильтр, подозревая его в причине проблемы, спустя некоторый пробег (а эффект появился не сразу) можно сделать следующие выводы. Стук гидрокомпенсаторов не исчез полностью, но можно сказать, что проблема решена: во-первых, теперь их можно услышать лишь спустя 2-3 дня простоя автомобиля, а ранее они стучали каждое утро; во-вторых, изменилась продолжительность стука, буквально несколько секунд, хотя раньше могли стучать с полминуты, секунд 5-10 звонко, далее не так сильно, но слышно.
Если у вас есть подобная проблема, то не спешите менять гидрокомпенсаторы или промывать их. Возможно, стоит поэкспериментировать с моторным маслом, его вязкостью, моющими свойствами.