"Бардак- Полный беспорядок и развал"- толковый словарь Ожогова.
В декабре "Ангара" порадовала любителей отечественной космонавтики своим полетом после почти шести лет ожидания.
Можно долго ломать копья в спорах за полезность или, наоборот, бесполезность этой ракеты, однако нам стоит признать, что "Ангара" это настоящее и будущее нашей космонавтики как минимум на это десятилетие, а значит нам надо это принять и подумать как нам сделать из минусов ракеты плюсы.
По сути, основная претензия к носителю- его высокая цена. Сегодня один запуск обходится бюджету более чем в три раза дороже нежели запуск ракеты аналогичного класса "Протон", а цена пуска колеблется в районе 7 млрд рублей.
Да простит меня читатель, но показывать недостатки и пути их исправления, автору проще на примере ракеты схожего класса- Falcon-9.
Один запуск американской ракеты согласно официальным данным будет обходиться иностранному заказчику от ~$62 млн. Значок примерно, означает, что цена за пуск не является твердой и снижается по мере того, как SpaceX осваивает новые фичи многоразового использования деталей ракет. Это и посадка первой ступени и ее дальнейшее использование и даже спасение головного обтекателя, который стоит не такие уж малые $4 млн.
Но вопреки всему, дешевая стоимость ракет достигается не за счет многоразовости, а первое- за счет компоновки самого носителя, а второе- логистики производства и доставки ракеты до космодрома.
С компоновкой Ангары мы уже ничего не сделаем. Это пять дорогих двигателей РД-191. Точных данных о его цене у нас нет, но иностранные заказчики покупают его по цене ~$12 млн. за штуку, а на производство двигателя уходит от 15 до 18 месяцев. Над этой проблемой уже работают и даже добились некоторых результатов на пути к ее решению.
И вот тут, впору подойти к главной проблеме- логистика производства "Ангары" просто отвратительна.
На примере Falcon-9 от SpaceX, мы видим, что ракета производится в небольшом городке Хоторн, который находится в Калифорнии. Кстати, ранее на этом завод производился Boeing-747.
Производство находится в одном городе со штаб-квартирой SpaceX и в одном регионе с испытательными площадками и космодромом.
Для доставки готового носителя на космодром спокойно можно использовать плавучие средства.
В России все как водится сложнее.
В наследство от СССР нам досталась непростая цепочка ракетного производства и сегодня детали двигателей РД-191 для "Ангары" производятся в таких городах как Воронеж, Пермь и Омск после чего их привозят в Химки для сборки и уже оттуда собранный двигатель отправляют снова в Омск.
После сборки носителя в Омске, его тестируют, а затем разбирают и специальным поездом отправляют на космодром, где ее в очередной раз собирают, еще раз тестируют и проводят запуск с космодрома Плесецк на другом конце страны.
После ввода в строй стартового стола на космодроме "Восточный" ситуация особо не изменится. В будущем, детали ракеты обещают отправлять специальным самолетом Ил-96-500.
Как думаете, сколько миллионов долларов или даже десятков миллионов тратится на подобную логистику? Мы думаем, что много, да и Роскосмос этого не отрицает.
Как можно исправить ситуацию? Думается, что такого решения, которое понравилось бы всем тут не имеется.
Самый радикальный и действенный метод подразумевает перенос заводов-производителей в единое место, граничащее с космодромом, например в тот же Циолковский. Это позволило бы избавиться от бесполезных процессов сборки-разборки, а также рассинхронов самого производства.
Опыт, когда в стране целиком перевозились заводы у нас уже имеется. В годы Второй мировой за Урал были в считанные месяцы были перевезены предприятия-гиганты, что и спасло страну.
Кроме того, это был бы своего рода задел на будущее, ведь все следующие поколения ракет можно было бы производить на этих же заводах и запускать на тех же площадках и делать это дешево.
Минус этой ситуации в том, что сам космодром Восточный находится прямиком на границе с Китаем и в случае каких-либо проблем с восточным соседом мы можем потерять целую отрасль одним махом.
С другой стороны, последние годы Китай демонстрирует, что он готов развиваться по мирной дуге, а мирового лидерства в стране планируют достичь путем экономического роста, а не внешних экспансий.
Еще одним компромиссным вариантом производства, который скорее всего и будет реализован- является перенос производства "Ангары" в Омск и ее последующая доставка в разобранном виде до космодрома.
Иными словами, сегодня путь в космос лежит через логистику.
Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно😉