Мало кто знает, что в России, помимо АвтоВАЗа, ГАЗа и УАЗа существуют и другие автокомпании. Производят они в большинстве своем внедорожники. Местный ли это колорит или суровая необходимость (хороших дорог в России по-прежнему немного), но многие из этих конструкций впечатляют не только внешним видом, но и инженерными решениями. Мы расскажем о самых крутых и экстремальных мелкосерийных внедорожниках и компаниях, их выпускающих.
Шерп (Санкт-Петербург)
Ролик с этой машиной в главной роли вызвал переполох на YouTube - иностранцы не могли поверить, что crazy russians сварганили такое. У снегоболотохода “Шерп” необычные для колёсного автомобиля органы управления. Руля нет, а поворачивает машина по принципу танка: блокируя правые или левые колёса. По заверениям создателей, он способен преодолеть подъём крутизной 35 градусов и пересечь болото или водоём, не утонув. Учитывая огромные шины сверхнизкого давления, вес в 1,3 тонны и отсутствие свесов, в это достаточно легко поверить. Правда, цена у “Шерпа” немаленькая — от 4 млн руб.
Солитон (Саратов)
Компания Солитон выпускает брутальные болотоходы на огромных колесах. Сами производители именуют свою продукцию “легковыми машинами максимально возможной проходимости”. Под этой формулировкой скрывается, например, рамный автомобиль на основе Chevrolet Niva с шинами сверхнизкого давления под названием “Леший”. Куда брутальнее выглядит “Ратибор” — это комбинация кузова УАЗ “Патриот” на мостах от ГАЗ-66 в сочетании с зубастыми шинами от БТР. Цена “Ратибора” с бензиновым мотором составляет 2 млн руб. “Леший” стоит на 500 тыс. руб. дороже.
Трэкол (Люберцы)
Не только Солитон создает вездеходы, модернизируя серийные автомобили. Компания Трэкол из Подмосковья предлагает лёгкий вездеход “Лесник” в трёх модификациях. Как следует из названия, основные его покупатели — люди, которым необходимо передвигаться по лесу, например, охотники или рыболовы. “Лесник” построен по большей части на агрегатах российских автомобилей: мосты и рулевое управление от УАЗ, силовой агрегат от переднеприводных вазовских моделей, приборы от ВАЗ-2106. Стоит вездеход 1 млн руб.
На основе УАЗ Трэкол делает вместительные внедорожники. По сути, от оригинала после всех доработок остаётся только кузов с расширенными колёсными арками. Рессоры и карданные валы изготавливаются самостоятельно, заимствованные мосты усиливают. Двигатель может быть как бензиновый ЗМЗ-409, так и дизельный производства Hyundai. Стоимость доработанного Трэкола на основе УАЗа составляет 1,5–2 млн руб.
Самая же интересная и необычная продукция Трэкола — это большие (длина кузова 5,6 метра, высота 2,6 метра) трёхосные вездеходы. Салон у автомобиля просторный. При желании задняя часть из уютной кают-компании со столиком посередине и мягкими лавочками по бокам трансформируется в огромное спальное место на четырёх человек. Шины сверхнизкого давления, которыми оснащён вездеход, облегчают езду по бездорожью. Самая дешёвая версия такого автомобиля стоит от 2 млн руб.
Авторос (Тверская область)
Вездеход “Шаман”, который производит предприятие Авторос, любим поклонниками охоты и экстремальных путешествий. В числе покупателей “Шамана” и крупные компании, использующие вездеход для патрулирования газовых и нефтяных скважин, линий электропередач и доставки сотрудников в труднодоступные места. Восемь управляемых колес обеспечивают отличную проходимость и комфорт при движении по пересечённой местности.
Многие узлы вездехода — импортные (двигатель Iveco, оптика Hella, пневматика Camozzi, гидравлика Danfos), но большую часть деталей для сборки компания закупает у российских поставщиков или же изготавливает самостоятельно. Например, шины низкого давления и колёсные диски выпускаются под одноимённой маркой “Авторос” и пользуются успехом не только в России, но и за рубежом. Стоит “Шаман” 9 млн руб.
Intrall (Новоуральск)
Консорциум Intrall проповедует милитаристские мотивы с двумя перспективными моделями — “Колун” и “Торос”. С ними компания стремится пробиться в тендеры ФСБ, МЧС и Минобороны, но готова работать и на частников. Вездеход-амфибия “Торос” имеет несколько версий и предназначен для транспортировки личного состава. Наличие защиты от пуль и снарядов зависит от пожеланий заказчика, но бронированная версия лишена способности плавать. Существуют медицинская и гражданская модификации “Тороса”.
Армейский грузовик “Колун” создан по технологиям ЗИЛ-131 с колесной формулой 6x6. Это транспорт для 17 пехотинцев. Имеется и гражданская версия, отличающаяся от военной отсутствием брони, приводом на 4 колеса и меньшей грузоподъёмностью. Однако производство ещё не запущено, так как не пройдена сертификация.
Арзамасский машиностроительный завод (Арзамас)
“Тигр” служит в российской армии и поставляется в вооружённые силы таких экзотических стран, как Уругвай, Гвинея и Конго. Этот автомобиль также имеет гражданскую модификацию, заказать “Тигр” на заводе в Арзамасе вполне возможно. В наследство от боевого родственника гражданской версии достались дизельный двигатель и система подкачки шин. Брони нет, зато “Тигру”, предназначенному для частников, добавили комфорта: снабдили камерой заднего вида, электростеклоподъёмниками и удобными креслами с возможностью регулировки. Более того, за дополнительную плату можно заказать отделку салона кожей. Можно установить кондиционер и даже аудиосистему. Стоит военный грузовик в гражданском исполнении от 6 млн руб.
Корпорация “Защита” (Фрязино)
Не прочь попасть в гособоронзаказ и корпорация “Защита”. В основном предприятие предлагает бронированные машины разных производителей — от УАЗ до Lexus, но есть и свои разработки, в том числе для частников. К примеру, внедорожник “Скорпион” с приводом на четыре колеса. Машина по размерам и конструкции схожа с армейским Hummer H1, оснащается внедорожник польским четырёхцилиндровым двигателем и механической коробкой передач. Цену производитель не раскрывает.
Бронто (Тольятти)
Тольяттинская фирма Бронто кроме инкассаторских машин производит ещё и снегоболотоходы. Кузов 4х4 совмещают с мостами уазика, мотор и коробка передач остаются без изменений. Шины сверхнизкого давления дополняют образ болотохода. В модельном ряду Бронто присутствуют не только трёх- и пятидверные версии, но и пикап с удлинённым кузовом. Самый доступный внедорожник, изготовленный на базе трёхдверной “Нивы”, стоит 1,2 млн руб. Собирают снегоболотоходы только под заказ, а сам процесс занимает два месяца.
Aton Impulse (Набережные Челны)
Вездеход-амфибия “Викинг”, разработка компании Aton Impulse из города Набережные Челны, не базируется на какой-либо конкретной серийной модели. Машина позиционируется как комфортный, но проходимый автомобиль для любителей отдыха на природе. В противовес брутальным вездеходам с железным торпедо и аудиосистемой типа “ветер дует в щель”, “Викинг” обладает салоном, не уступающим по комфорту современному бюджетному автомобилю.
Вездеход собран на основе комплектующих различных производителей, иностранных и российских. Коктейль составлен по принципу: цена, качество, доступность. Конструкторы сознательно избегали деталей, которые нужно было делать на заказ, предпочитая им узлы и агрегаты от серийных автомобилей. Сделано это исключительно для облегчения процесса сборки и ремонта. Сердце “Викинга” — дизель от УАЗ “Патриот”. Базовая версия автомобиля-амфибии стоит 3,9 млн руб.
Ямалспецмаш (Электросталь)
Почти все внедорожники, производящиеся малыми партиями, предназначены для Севера России. Основными покупателями этих машин являются нефтяники и газовики. Лёгкие вездеходы “Ямал” производятся на базе автомобилей УАЗ “Патриот”. Мосты, количество которых может варьироваться от двух до трёх, изготавливаются непосредственно компанией Ямалспецмаш. Двигатели оставляют от УАЗа — на бензине или дизтопливе. Цена самого доступного лёгкого вездехода составляет 2,7 млн руб.
Более тяжёлые вездеходы “Ямал” оснащаются кабинами европейских или китайских производителей. Стоит такой автомобиль около 12 млн руб.
Завод вездеходных машин (Заволжье)
Гусеничные автомобили, которые делают на предприятии с говорящим названием Завод вездеходных машин, по проходимости дадут фору любому внедорожнику. Их производят мелкими сериями на основе легковых машин. Вездеходы “Узола” и “Унжа” используют кузов “Буханки” (УАЗ-3741), а “Ухтыш” — “Козлика” (УАЗ-3151). Замена колёс на траки даёт огромное преимущество при движении по пересечённой местности.
Производитель предлагает несколько типов гусениц для разных типов покрытия (присутствуют даже прорезиненные), но вряд ли выезд подобной техники на асфальт будет с восторгом встречен другими водителями. Стоят гусеничные “проходимцы” от 2,5 млн рублей.
Заволжский завод гусеничных тягачей (Заволжье)
В Заволжье настоящая мания на брутальную технику. “Газель”, похожую на небольшой танк, можно приобрести на Заволжском заводе гусеничных тягачей. Вездеходы “Бобр” и “Ирбис” предназначены для перевозки людей и грузов в экстремальных условиях Крайнего Севера. Исполнение разнообразно: от машины с буровой установкой до жилого модуля в кузове. Есть VIP-версия с итальянской кожей, креслами с пневмоподушкой, мультимедиа и навигацией. Цена “Бобра” начинается от 3 млн руб., но итоговая цифра очень сильно зависит от оснащения.
Фото: фирм-производителей
Наша группа ВК: https://vk.com/acceleration_blog