Во времена Советского Союза одним из символов (а может и главным!) благосостояния семьи являлся автомобиль. Рядовому инженеру с зарплатой в 150 рублей копить на машину нужно было лет 10, но даже накопив необходимую сумму стать владельцем заветного транспорта было нелегко. Автопром в СССР был развит плохо, часть автомобилей шло за бесценок на экспорт, а пригнать машину из-за границы могли разве что немногочисленные дипломаты. Но все же способы стать автовладельцем были.
Быть заслуженным человеком
Если человек совершал какой-нибудь подвиг во славу Родины, то в качестве награды можно было получить машину. Так за полет в космос Юрий Гагарин был премирован целым ворохом одежды (с хорошей одеждой в стране было плохо), неплохо прибарахлилась его жена, кое-что перепало и близким родственникам. Но одежда это мелочь - Родина наградила своего славного сына квартирой, новым домом для родителей и АВТОМОБИЛЕМ "Волга". Первый космонавт мира должен выглядеть перед этим самым миром весьма достойно.
Ждать свою очередь
Поскольку автомобилей на всех не хватало - для их покупки были организованы очереди. Эти очереди организовывались на предприятиях и в организациях, поэтому переход в другую организацию почти всегда означал потерю места в очереди. Очередь обычно двигалась медленно, так что скопить деньги лет за 7-10 семье удавалось. Как только подходила очередь, начиналась суета - со всех счетов снимались деньги, недостающая сумма одалживалась у кого только можно. Несколько хождений по инстанциям и в руках заветный чек на уже оплаченный автомобиль, который зачастую получали прямо с автовоза. Ни о каком выборе цвета или даже модели речи не шло - бери что есть, желающих на машину много.
Купить подержанную машину
Изредка и только по очень большом блату машину можно было купить через комиссионный магазин. По-другому в СССР автомобили не продавались. Что интересно - цены на новую машину и подержаную практически совпадали.
Поехать в южную республику
Уже во времена Советского Союза в южных республиках процветала спекуляция, в том числе и автомобилями. Переплатив в несколько раз можно было купить в Грузии или Азербайджане машину без всяких очередей.
Удача
Довольно большой популярностью в СССР пользовались денежно-вещевые лотереи. Одним из самых желанных выигрышей был автомобиль, которых в тираже было несколько. Победа считалась редкой, но возможной, удачей.