1947 год. Ракетоплан Bell X-1 впервые превысил скорость звука. Авиация шагнула в новую эру - эру сверхзвуковых скоростей. Несмотря на все трудности, которыми сопровождался проект X-1, ВВС США хотели большего. С компанией Douglas Aircraft Company был заключён контракт на разработку реактивного экспериментального самолёта, который должен был преодолеть рубеж в 3 МАХа. Так и началась история нашего сегодняшнего героя.
Как и их предшественники, инженеры Douglas столкнулись с множеством проблем. Область сверхзвуковых скоростей сама по себе была очень мало изучена, а требовалось превысить скорость звука в 3 раза. Проект затянулся на целых 5 лет. За это время конструкторы перепробовали более 60 разных схем и конструкций, выполнили расчёты и экспериментальные продувки в аэродинамической трубе.
Кроме этого, пришлось исследовать все доступные типы реактивных двигателей — новой машине требовалось очень большая тяга. В итоге, к ноябрю 1951 года был построен первый опытный образец, получивший обозначение Douglas X-3 Stiletto.
«Стилетом» самолёт назвали из-за его характерного внешнего вида, напоминавшего колющий итальянский кинжал. Douglas X-3 представлял собой среднеплан классической схемы с трапециевидным крылом малого удлинения. Вытянутый фюзеляж, оканчивался заострённым носом, в котором заподлицо был вделан фонарь кабины пилота. Два турбореактивных двигателя Westinghouse J34-WE-17 установлены парой в хвостовой части фюзеляжа, воздухозаборники разнесены по боковым поверхностям. Практический потолок полёта экспериментальной машины был 11580 метров.
Инженерам пришлось разработать мощную систему кондиционирования для замкнутой кабины и специальную систему спасения лётчика. Носовая часть самолёта полностью отстреливалась на высоте 4500-5000 метров и переходила в режим свободного падения. После чего происходило либо автоматическое отделение кресла пилота, либо пилот должен был покинуть кабину сам, и дальше спуск шёл уже на обычном парашюте. Планировалась установка специального катапультного кресла с катапультированием вниз.
Проблемы с двигателями вынудили отложить начало лётных испытаний. В свой первый полёт Stiletto поднялся лишь 20 октября 1952 года. За штурвалом сидел лётчик-испытатель NASA Билл Бриджмен. Исследовательские полёты продолжались следующие 4 года. Весь доступный объём фюзеляжа X-3 занимала различная измерительная аппаратура, суммарный вес которой составлял 545 килограмм. Каждый полёт давал инженерам ценнейшие данные для анализа поведения самолёта на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. Всего был выполнен 51 полёт.
Douglas X-3 Stiletto не оправдал надежд, которые возлагали на него военные. В 1954 году в одном из полётов удалось развить максимальную скорость в 1,25 МАХа. Это было явно ниже требуемой по техническому заданию трёхкратной скорости звука. Причиной послужила недостаточная тяговооружённость используемых турбореактивных двигателей. Экспериментальный реактив полетал ещё два года в исследовательских программах дозвуковых скоростей, и в 1956 году проект был свёрнут. Единственный построенный экземпляр был передан в Национальный авиационный музей США, где его можно увидеть и сегодня.
Несмотря на отрицательный результат проекта, разработка Douglas X-3 Stiletto внесла огромный вклад в появление серийных сверхзвуковых самолётов. Аналогичная конструкция крыла позже была использована на истребителе-перехватчике Lockheed F-104 Starfighter. Реактивный «Стилет» также стал первым самолётом с корпусом из титана.
Спасибо за внимание, дорогой читатель!
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту - main.aerodrome@gmail.com