Действительно, вопрос. Почему с самого рождения тракторы выглядят именно так - большие колеса сзади, маленькие впереди, двигатель впереди, кабина сзади, точнее, изначально, даже кабины еще не было.
Причем, началось все еще с паромобилей, которые также имели разные колеса, пусть и с расположением двигателя все не так очевидно.
Собственно, как и все хорошо поставленные вопросы, этот вопрос уже содержит половину ответа. Трактор выглядит именно так, потому, что он трактор. Это если вкратце. А теперь по пунктам. Основное назначение трактора - тянуть, (одним из переводов английского слова tractor является тягач). Поэтому до 70-75% веса трактора приходится на заднюю ведущую ось. При этом передние колеса меньшего диаметра могут поворачиваться на больший угол, чем большие, обеспечивая повышенную маневренность. Еще один плюс большого заднего колеса и расположения сидения тракториста над ним - лучшая обзорность, ибо сельхозорудия поднимают клубы пыли, да и сами имеют большую высоту, а смотреть трактористу и вперед и назад необходимо, и чем выше он сидит, тем дальше ему видней (ну почти, как тому жирафу). Плюс к тому же пропашные тракторы работают по подросшим посевам кукурузы, подсолнечника и т.д. и поэтому высокий клиренс (или говоря сельхозязыком, агротехнический просвет) ему весьма необходим.
Потому подобное расположение агрегатов или, говоря научным языком, компоновка трактора, стало классическим, ибо обеспечивает:
- простоту конструкции
- максимальное использование силы тяжести при заднем ведущем мосте
- хорошую обзорность навешанных сзади или прицепных орудий
- хорошую маневренность
- высокую проходимость
- высокий агротехнический просвет и еще множество не столь существенных преимуществ.
С увеличением мощности тракторов, а также с применением различных устройств контроля тяги (антипробуксовочных и т.д.) появилась уже улучшенная классическая компоновка, где на долю переднего моста приходится уже 35-40% массы, чем приближается к компоновке энергонасыщенных тракторов с сочлененной рамой, у которых большая часть веса трактора приходится на передний мост.
На заре эры тракторостроения все тракторы были относительно маломощными и, соответственно, имели небольшую массу. Поэтому для обеспечения приемлемого удельного давления на грунт им хватало двух больших и двух маленьких колес. С ростом мощности росла и масса тракторов, двух больших колес перестало хватать, поэтому для тракторов большой мощности оптимальной была признана схема с ломающейся рамой. При этом были исследованы варианты с поворотными колесами, схема с поворотом с помощью фрикционов (т.е. по гусеничному - торможением одной стороны колес).
При этом показатели маневренности, простоты конструкции признаны хорошими, но при этом при складывании полурам на повороте, центр тяжести (который и так завышен) смещается, и трактора может опрокинуться. Поэтому маневрировать на таких тракторах на склонах, да и просто на обочинах дорог следует весьма осторожно.
Еще один вариант компоновки трактора - интегральная компоновка. Характернейшими представителями которой стали ЛТЗ-155 (он же УВЗ РТМ-160) и ХТЗ-16131.
При интегральной компоновке трактор имеет:
- разветвленную систему ВОМ;
- наличие 3х зон для монтажа навесных орудий, механизмов, инвентаря, технологических емкостей;
- разветвленная гидросистема для управления навеской;
- центральное расположение кабины (между осями и колесами или впереди), наличие кругового обзора для оператора;
- колесная база из четырех ведущих/управляемых колес соразмерного диаметра;
- реверсирование хода сельхозмашины;
- значительный запас мощности движка (силовой агрегат располагается впереди или под полом)