Найти тему
АВТОМОБИЛИЯ

Знаменитая "Эмка". Как создавался «Молотовский 1-й»

Оглавление

В 1936 году в сборочных цехах автозавода ГАЗ встала в серийное производство первая советская легковушка ГАЗ-М-1 «Молотовский 1-й». Выпуск её стартовал 16 марта 1936 года, закончился в 1943. «Эмка» (именно это название быстро прижилось в народе) получила настолько широкое распространение по городам и весям страны, что наравне со статуей "Рабочий и Колхозница" достойнейшим образом в качестве символов советской современной эпохи представила СССР в Париже в 1937 году на Всемирной Выставке. Значение роли, сыгранной «Эмкой» на дорогах и бездорожье Великой Отечественной Войны, переоценить невозможно.

Всё началось с «полуторки»

Нижегородский (тогда ещё он назывался так) автомобильный завод им. Вячеслава Михайловича Молотова ознаменовал начало своей трудовой биографии в конце января 1932 года выпуском грузовика НАЗ-АА, весившим полторы тонны. Именно поэтому в народе машину сразу же окрестили «полуторкой». В конце этого же года, вслед за переименованием Нижнего Новгорода в Горький, был переименован завод, а вслед за ним и серия. Отныне и навсегда новым названием «полуторки» стало ГАЗ-АА. Но главным событием конца 1932 года стал выезд из ворот сборочного цеха новенькой легковой автомашины ГАЗ-А, внешне напоминавшей американца Ford Model A, что неудивительно, поскольку изначально ГАЗ-А изготавливалась по американским чертежам. Авто было пятиместным, с кузовом открытого типа, гордо и романтично именовавшимся «фаэтон». Очень скоро и водители и пассажиры «фаэтонов» убедились, что в закрытом кузове им было бы куда уютней. Однако, несмотря на это, ГАЗ-А получил просто повсеместное распространение как в народном хозяйстве страны, так и в Рабоче - Крестьянской Красной Армии. Заводчане пытались приспособить ГАЗ-А для изготовления на его базе таких 4-дверных седанов, как ГАЗ-3 и ГАЗ-4, однако подход к решению ряда технических проблем всё ещё оставался кустарным и малоэффективным, поэтому проект прикрыли. Тем временем неугомонные американцы заменили трудягу Ford Model A на 4-дверный седан Ford Model B, который заинтересовал горьковских автомобилестроителей. Интерес этот нашёл своё воплощение в заключении контракта о совместной работе в области автомобилестроения с корпорацией Ford на десятилетний срок.

ГАЗ - АА. Полуторка
ГАЗ - АА. Полуторка

На старте ГАЗ-М-1

В 1933 году Ford предоставил в распоряжение горьковских автомобилестроителей весь пакет документов и чертежей для того, что бы организовать серийное производство Ford Model B 40A Fourdoors Sedan. По контракту вклад американцев в совместное сотрудничество исчерпывался на стадии предоставления всей необходимой документации. Всю практическую работу советская сторона была обязана выполнить самостоятельно. Группа инженеров под руководством главного конструктора ГАЗа Липгарта А.А., изучив документацию на американца, практически сразу пришла к выводу, что машина, созданная по предложенным чертежам, будет непригодна для использования в СССР. Серьёзные дополнительные сложности вызывало то, что все размеры на американских документах были указаны в дюймах.

В 1933 году в Европе, в Германии, немецким отделением Ford уже серийно производился полностью «европеизированный» Ford Model B, и назывался он Ford Rheinland. Вместо того, что бы потратить ещё как минимум год только для перевода дюймовых американских размеров в метрические, горьковские автомобилестроители резонно предположили, что купить чертежи у немцев будет много выгодней и поможет сэкономить время. Германией в это время уже правил Гитлер и торгово-экономические отношения двух держав были практически прекращены. Советскую сторону эти сложности не смутили и весной 1935 года при посредничестве советского торгового представителя в Швеции чертежи Ford Rheinland были куплены и транзитом через Швецию переправлены на Горьковский автомобильный. Чертежи, кстати, продал Геринг. Липгарт с коллегами с головой окунулись в работу и в начале весны 1936 года пара опытных образцов ГАЗ-М-1 были представлены в Кремле, где комиссия под руководством Сталина одобрила «эмку» и поручили Липгарту ставить машину на поток. Доработка опытной модели, устранение недостатков, подготовка проекта к серии – и вот уже «эмка» полностью сменила «фаэтон» на заводском производстве.

В конструкторской группе Литгарта в работе над "эмкой" принимали участие самые талантливые и амбициозные автомобильные инженеры - конструкторы тех лет и именно работа над ГАЗ-М-1 стала настоящей путёвкой в жизнь для большинства из них. В частности Кригер в последствии стал главным конструктором ЗИЛа, Сорочкин возглавлял ту же должность сначала на ПАЗе, затем на ЗАЗе, а Кириллов стал заместителем главного конструктора на АЗЛК.

«Эмка» приятно удивляла водителей и восхищала пассажиров. Цельнометаллический закрытый кузов, четыре двери с удобными ручками, приятной на ощупь обивкой и форточками открывались назад, имелись противосолнечные козырьки. В машине было удобно не только ездить, но и курить – в наличии были и прикуриватель и пепельница. Крыша была из утеплённого брезента. Особым образом инженеры горьковского автомобильного позаботились о комфорте водителя. Положение кресла (все кресла были обиты сукном) можно было регулировать «вперёд – назад», механический, имевший весьма посредственную точность, указатель уровня топлива был заменён на более точный электрический. Режим света фар переключался движением стопы. Колёса стали больше, спицованые обода были заменены на штампованные диски, для повышения проходимости применялись более широкие шины низкого давления. Наиболее распространённой маркой бензина в Советском Союзе тогда было топливо, имевшее октан 59-65. Что бы двигателю «эмки» бензин пришёлся по нраву, инженерам пришлось повысить степень сжатия с 4,2 до 4,7.

Экстерьер новенькой "эмки" был настолько привлекателен, что все "фаэтоны" были убраны с улиц Москвы как только "эмка" появилась на проспектах и бульварах столицы. Так формировался новый облик современной эпохи.
К слову, с "эмкой" обошлись точно так же, когда на дорогах появилась "Победа".

Именно «эмка» стала первым и единственным для своего времени автомобилем в истории Советского Союза, который можно было купить частному лицу за 10 тысяч рублей для личного использования. Для рабочих, служащих и крестьян, которые в массе своей не имели возможности купить вожделенную «эмку», автомобиль разыгрывался в лотерею «Общества содействия обороне, авиации и химическому строительству». Цена билета была 5 и 10 рублей. За особые заслуги перед страной и правительством руководство державы охотно преподносила "эмку" в подарок выдающимся гражданам Страны Советов. В частности именно таким образом чествовали ударника коммунистического труда Стаханова за его выдающиеся шахтёрские рекорды.

Ford Model B 40A Fourdoors Sedan
Ford Model B 40A Fourdoors Sedan

"А вместо сердца - пламенный мотор"

В своём неуёмном стремлении сделать «эмку» лучше во всех возможных отношениях к концу 30-х годов конструкторы горьковского автомобильного решили найти замену двигателю, который устарел морально. После консультации с американцами решили оснастить машину движком Dodge D5, имевшим 6 цилиндров.

За два года горьковские автомобилестроители переоснастили цеха станками для изготовления двигателей нового типа, ко всем предоставленным чертежам были применены метрические размеры и в 1940 году был дан старт серийному изготовлению нового движка. Объём движка составлял 3,5 литра и имел весьма солидную для силовых установок той эпохи мощность 78 или даже 85 лошадиных сил. Новому мотору – новое название. Назвали ГАЗ-11. Именно на основе этого мотора затем были сконструированы силовые установки для знаменитой «Победы» и не менее известного «ЗиМа». Этот двигатель «прожил» длинную трудовую жизнь: кроме уже перечисленных выше моделей этот движок приводил в движения другие автомобили, погрузчики и даже дрезины.

Кстати, так называемый "газон" ГАЗ-52 стал последним. Вместе с ним ушла целая эпоха.

-4

«Эмка»: тактико – технические характеристики

В соответствии с нашими сегодняшними представлениями ГАЗ-М-1 мог бы быть охарактеризован как пассажирский седан среднего класса.
Длина, мм - 4665
Ширина, мм - 1770
Колёсная база, мм - 2845
Рама - из двух продольных балок (лонжеронов) с х – образной поперечиной
Двигатель:
тип - карбюраторный
количество цилиндров, шт - 4
положение клапанов - нижнее
Привод - задний
Разгон до 80 км/ч, сек - 24
Максимальная скорость, км/ч - 105

Кроме вышеизложенных ТТХ в конструкции «эмки» были применены ещё некоторые новшества. Так, подача бензина осуществлялась топливным насосом диафрагменного типа (на предыдущих моделях ГАЗ доставка бензина осуществлялась самотёком). Более продвинутым стал привод тормозов. Педаль при нажатии поворачивала специальный вал, передававший усилие на тормозные механизмы посредством систем тяг и тросов.

"Ты помнишь, Алёша, дороги смоленщины?"

С началом войны производство ГАЗ-М-1 прекратилось, однако значительный запас деталей позволял продолжать сборку «эмок» ещё долго. Все обладатели "эмок" были обязаны сдать свои автомобили в оборонный фонд государства в обмен на специальное удостоверение, по предъявлении которого после войны автовладелец мог бы получить свою "ласточку" обратно. По состоянию на конец июня 1941 года в автопарках частей Красной Армии насчитывалось порядка 11 тысяч автомобилей этой модели. Всего их было выпущено почти 63 тысячи. Именно «эмка» стала основной командирской машиной в первой половине Великой Отечественной и именно ГАЗ-М-11-73 стала базой, на которой была сконструирована знаменитая и максимально востребованная на дорогах и в бездорожье военного времени ГАЗ-61, имевшая увеличенный дорожный просвет и привод 4 х 4.
Внедорожник получился настолько удачным, что водитель маршала Жукова говорил "Трактора застревали, а мы ехали." А поэт Константин Симонов отметил подвиг внедорожной "эмки", упомянув её в своём стихотворении "Песня военных корреспондентов":

"Есть, чтоб выпить повод -
За военный провод,
За У-2, за "эмку", за успех."

Именно на 61-х внедорожных колесили по театрам военных действий такие советские маршалы, как Жуков, Конев, Рокоссовский, Тимошенко.
А модернизированный ГАЗ-61-73 известен как единственный на тот момент в мире внедорожник в кузове «седан».

За всю историю этого славного автомобиля основных модификаций именно массового производства модели «эмки» было не так много :

ГАЗ-М-1 довоенное такси, оснащённое таксометром и имевшее специальную полосу на боку кузова;
ГАЗ-М-415 довоенный пикап, поднимавший до полутонны груза;
ГАЗ-11-73 6-цилиндровая легковушка в кузове седан ГАЗ-11;
ГАЗ-62-73 военный внедорожник 4 х 4, производился в военные годы, тираж составил порядка 200 штук;
БА-20 лёгкий бронированный автомобиль;

Опытных же модификаций и малых серий было несоизмеримо больше, среди которых попадались совсем уж любопытные варианты.

За несколько лет до начала войны на базу ГАЗ-М-1 стали ставить фордовские 8 цилиндровые моторы. Бешеная мощность движка при сравнительно небольшой массе машины делали эти автомобили приёмистыми и скоростными. В народе их тут же прозвали "эмки - догонялки" и не было, пожалуй, в то время в Советском Союзе транспортного средства, на котором можно было бы попытаться хотя бы оторваться от "догонялки", не говоря уже про то, что бы от неё уйти. Не сложно догадаться, что такие скоростные монстры стояли в гараже только и исключительно одного ведомства - НКВД. Движки на "догонялках" стояли настолько мощные, что в начале войны их с машин снимали и ставили на танки Т-60.

Народное хозяйство быстро развивающегося Советского Союза ставило перед конструкторами ГАЗа задачи о необходимости создания грузовых автомобилей повышенной проходимости. Одним из примеров решения такой задачи мог бы стать ГАЗ-М-21 - по сути гибрид из "эмки" с кабиной от "полуторки" на 3 мостах и в кузове пикап. В серию этот пикап так и не пошёл.

В важнейшем деле неустанного повышения обороноспособности Советского Союза плоды деятельности горьковских автоконструкторов занимали заслуженное место, подтверждением чему могли бы стать трёхосный штабной автомобиль ГАЗ-М-25 в пятиместном кузове или противотанковый, с 57 мм орудием, артиллерийский тягач лёгкого типа ГАЗ-61-417.

И уж никак не могли горьковские автоконструкторы отказаться от попытки создать высокоскоростной спортивный гоночный автомобиль. Они его создали - ГАЗ ГЛ-1 с ходу на дистанции в 1 км разгонялся до 148 км/ч. Конструктору Агитову этого показалось мало и в 1940 году на испытательный трек завода выскочил тот же кузов, но с другим, более мощным - 100 лошадиных сил, движком и пронёсся уже с рекордной по всероссийским меркам скоростью 162 км/ч.

ГАЗ - 1140
ГАЗ - 1140

Исторические факты

На могильной плите главного конструктора Горьковского автомобильного завода Липгарта А. А. высечен силуэт автомобиля ГАЗ-М-20 Победа.

В кинофильме "Светлый Путь" героиня актрисы Любови Орловой летает над Москвой в очень стильном и красивом авто. Это был ГАЗ-1140, модификация "эмки", не получившая серийного производства.

Во второй части кинофильма "Утомлённые солнцем" есть сцена, когда к срочно готовящейся к отплытию барже подъезжает автомобиль секретаря горкома, который под видом архива пытается вывезти собственное барахло. В роли автомобиля "снялся" единственный в России рабочий экземпляр ГАЗ-М-1 "фаэтон".

Бытует мнение, что в разгар сталинских репрессий именно в "эмках" ночами сотрудники НКВД разъезжали по улицам городов Советского Союза, совершали аресты "врагов народа" и якобы именно поэтому "эмки" получили зловещее прозвище "чёрный ворон". Это не соответствует действительности. В "эмках" приезжали забирать, как правило, только высокопоставленных чиновников и видных военачальников. За "врагами" же попроще приезжали на фургонах или небольших автобусах чёрного цвета, которых и называли "чёрный ворон" или просто "воронок".

Понравилась статья?

Подписывайся на канал и ставь лайк!

Так ты будешь получать больше интересной и полезной информации.

Авто
5,66 млн интересуются