Найти тему
Журнал Рейс

Грузовые автомобили компании "РИАТ"

Прошедший год был юбилейным для компании из Набережных Челнов. Расскажем об истории этого российского инжинирингового холдинга, о сегодняшних разработках и перспективах развития.

Мы уже привыкли к существованию в Набережных Челнах различных совместных предприятий, ориентированных на сотрудничество не только с ПАО «КАМАЗ», но и с другими автозаводами России. Особо знаковый период в развитии отечественного автопрома – ​середина 2000-х годов, когда в Челнах начали один за другим открываться СП с Zahnrad Fabrik, Cummins, c Knorr-Bremze и Federal Mogul, позже – ​с Daimler по сборке грузовиков Mercedes-Benz и Mitsubishi Fuso Canter. Началась отечественная реализация стратегии, давно принятой ведущими мировыми производителями: дробить производство автомобилей и компонентов на более мелкие составляющие, создавать небольшие специализированные предприятия с гибкими технологиями. Между тем создание этих предприятий, можно сказать, ​вторая волна, а самые первые появились в начале 90-х годов – ​до всех катаклизмов, пережитых позже Камским автозаводом. Одно из таких специализированных предприятий – ​ОАО «РИАТ», выстоявшее в эти времена вопреки всему и в 2017 году отметившее свой 25-летний юбилей.

Большие числа

ООО «РИАТ» было зарегистрировано постановлением мэра Набережных Челнов 6 мая 1992 года. Есть смысл напомнить, что в тот момент в России как грибы появляются сомнительные малые предприятия, явный рост демонстрируют «пирамидальная» компания «МММ», товарная биржа «Алиса», набирает силу грандиозная афера с фальшивыми авизо. С июля по декабрь 1992 года курс рубля по отношению к доллару упал почти в четыре раза: со 125 до 414 рублей. Средняя зарплата в стране около 5000-6000 руб., что в тот момент было эквивалентно 15-25 долларам. Иначе как «деревянным» рубль никто не называет. Создаются тысячи фирм, пытающихся в это смутное время обогатиться на «легких и быстрых» деньгах. А у предприятий, работающих в реальной сфере экономики, нет финансирования не только для развития, но даже на выплату столь нищенских зарплат – ​влезают в долги перед банками, в ходу «бартер» с различными, далеко не прозрачными схемами.
Именно в это время руководством ОАО «КАМАЗ» было принято решение создать ООО «РИАТ» – ​как писали в учредительных документах, «для ускорения разработки и изготовления образцов и малых партий эксклюзивной автотехники, востребованной как на рынке бывших республик СССР, так и за рубежом». В состав учредителей кроме ОАО «КАМАЗ» вошли совместное советско-английское предприятие «АСТЭЙС» и совместное советско-австрийское предприятие «АЛЬТКАМ». Эти СП уже имели опыт адаптации камских грузовиков к различным требованиям потребителей.
Гендиректором нового предприятия был назначен 34-летний Владимир Пономарев, выпускник Волгоградского политехнического института, уже с десяток лет отработавший на заводе, а в тот период он занимал должность первого заместителя главного инженера автосборочного завода «КАМАЗа» и одновременно руководил направлением по выполнению заказов на автомобили оригинальной конструкции и нестандартной комплектации. Собственно, выходцы с автосборочного завода и составили костяк первых сотрудников «РИАТ». Уставный фонд нового предприятия – ​всего 380 рублей, офис – ​одна комната. Но для начала большего и не требовалось: основной задачей для «РИАТа» было координирование работ временных трудовых коллективов при создании специальных автомобилей. Сегодня подобную организацию конструкторских разработок назвали бы аутсорсингом. Свое производство у «РИАТа» начиналось в 1993 году с приобретения трех гаражных боксов общей площадью 350 кв.м.
Спустя 25 лет в ходу другие цифры, характеризующие деятельность ОАО «РИАТ»: в компании работают около 1100 сотрудников, в собственности и в долгосрочной аренде около 8 гектаров земли, есть собственная высоковольтная ЛЭП и электроподстанция, четыре своих производственных корпуса общей площадью около 20 000 кв.м., аренда 5000 кв.м. площадей на территории ОАО КИП «МАСТЕР». Работают заготовительные, механообрабатывающие, сварочные комплексы, сборочное производство, автоматизированные линии по термоформованию и литью изделий из пластмасс, окрасочный цех, огромный складской комплекс. Система менеджмента качества предприятия сертифицирована по Государственному стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2008. С 2010 года «РИАТ» входит в список 100 крупнейших компаний Республики Татарстан. В середине 90-х «РИАТ» стал дилером ОАО «КАМАЗ»: был освоен весь комплекс работ, связанных с маркетингом, рекламой, предпродажной подготовкой, транспортировкой и реализацией автомобилей КАМАЗ нестандартного исполнения и оригинальной конструкции. Уже в 1996 году реализовано 1649 автомобилей. Сейчас уровень ежегодных продаж – ​около 1000 автомобилей, больше половины из них с «риатовским» VIN-кодом Х8Х. На протяжении последних 10 лет ОАО «РИАТ» традиционно входит в первую десятку лучших дилеров ОАО «КАМАЗ» при общем количестве сервисных и реализующих камские грузовики предприятий около 200. Продажа автотехники осуществляется по всей территории России: от Калининграда до Камчатки. У «РИАТ» более 300 клиентов, среди которых крупнейшие компании, лидеры отраслей, российские МВД и МЧС. Выручка от продаж в 2010 году составила около 2,5 миллиарда рублей, а в 2017 она превысила 7 миллиардов рублей. Объем ежегодных инвестиций в разработку новой продукции и развитие инфраструктуры – ​более 200 млн. рублей. Зарплата сотрудников – ​одна из самых высоких в Набережных Челнах: где-то на 15 % превышает среднюю по городу для аналогичных предприятий, связанных с автомобильным бизнесом. И это несмотря на кризис!

Выбор цели

Самый первый договор «РИАТ» с «КАМАЗом» был заключен на оказание инжиниринговых услуг по разработке и производству отдельных образцов и малых партий автомобилей с изменениями в конструкции и комплектации. А конкретно – ​по более глубокой модернизации трехосных вездеходов: КАМАЗ‑4310 6х6, которые выпускали с 1981 года, и их более современной версии КАМАЗ‑43101, поставленной на конвейер в 1989 году.
Кроме того, на их основе необходимо было создать двухосный КАМАЗ 4х4. Так появились КАМАЗ‑43118 6х6 и КАМАЗ‑4326 4х4, а тема полноприводных грузовиков на многие годы стала основной для «РИАТа». Затем разрабатывали и изготавливали опытно-промышленную партию автомобилей с правосторонним расположением рулевого управления, ориентированных на экспорт.
Но уже к первой годовщине существования «РИАТ» работы у его инженеров и специалистов стало еще больше. К череде экономических неурядиц, постигших Россию в начале 90-х, сильно ударивших по автопрому бывшего Советского Союза, прибавился еще и пожар на заводе двигателей «КАМАЗа» в апреле 1993 года. Огнем был уничтожен основной производственный корпус и сложнейшее технологическое оборудование. Без двигателей остался не только конвейер Камского автозавода, но и «АЗ Урал» в Миассе – ​ полностью ориентированный на челнинские моторы, автобусные заводы в Ликино и Львове. Пострадал даже ЗИЛ: ​мотор КАМАЗ‑740 ставили на трехосный ЗИЛ‑133ГЯ… Рассматривалось несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации. Один из них – ​приобретение импортных моторов Cummins или Caterpillar, но в пересчете на рубли грузовик тогда дорожал почти в два раза. Над адаптацией всех альтернативных моторов совместно работали специалисты Научно-технического центра КАМАЗа и  инженеры «РИАТ». Самым реалистичным проектом стала установка V-образных дизелей ЯМЗ‑236 и ЯМЗ‑238. На «РИАТ» создали свой участок по установке двигателей ЯМЗ и специализировались на этом на протяжении почти 15 лет. КАМАЗы с ярославскими моторами потом можно было узнать издалека по несколько более высоко поднятой кабине – ​иначе туда двигатель не помещался. В этот же период времени в г. Кустанай, в Казахстане, заканчивалось строительство моторного завода, который должен был обеспечить автомобили «Урал» лицензионными дизелями Klockner-Humboldt-Deutz. Эта германская компания поставляла моторы для грузовиков Magirus-Deutz, которые использовали при строительстве БАМа, и с ней в СССР завязались хорошие взаимоотношения. К производству готовили V-образную атмосферную «восьмерку» воздушного охлаждения Deutz F8L 413, 11,3 литра, 232 л.с. Этот мотор специалисты «РИАТ» тоже сумели подогнать под установку на КАМАЗы. Однако запустить Кустанайский завод не удалось, а закупать немецкие двигатели было дорого. Так КАМАЗы и не обзавелись «воздушниками».
За четверть века существования компании «РИАТ» ее инженеры наработали бесценный опыт адаптации различных двигателей, коробок передач и мостов. В том, что в Челнах в 2006 году было создано СП «Камминз КАМА», есть большая заслуга и компании «РИАТ». И российское представительство Cummins оказалось не в пример активнее земляков-конкурентов из Caterpillar… Яркий пример: ​кроме КАМАЗов именно дизелями Cummins долгое время оснащались автобусы ПАЗ и ГАЗ‑3310 «Валдай», не говоря уже о «ГАЗели».

Базис и надстройка

Еще одним направлением в деятельности «РИАТ» стала доработка шасси различных моделей автомобилей КАМАЗ под монтаж самого разнообразного специализированного оборудования. Ведь автозавод был изначально ориентирован на массовый выпуск бортовых автомобилей, самосвалов и седельных тягачей, но мало учитывал потребности производителей других надстроек и перевозчиков. А уже стало понятно, что «штучный товар» тоже востребован. 
Одним из первых проектов «РИАТ» по совершенствованию шасси для автомобилей специального назначения стало создание грузовика, совершенно необычного даже сейчас. Это было шасси КАМАЗ-TATRA 1993 года. В те времена для строителей, газовиков и нефтянников TATRA 815 6х6 была не меньшей «иконой», чем Magirus-Deutz 290D 26K. Примерно так же после Великой Отечественной войны наши военные автомобилисты требовали скопировать Studebacer US 6x6. Продолжать закупать грузовики TATRA в разваливающейся тогда Чехословакии для россиян тоже оказалось дорого, а потому решили создать компромиссную версию КАМАЗа и TATRA. От TATRA взяли хребтовую трубчатую раму и все три оси, сохранили традиционную независимую подвеску, придающую машине особую «косолапость». От КАМАЗа использовали коробку передач, кабину и двигатель – ​убрав родной «воздушник» V8, причем прорабатывалась и возможность установки дизеля Deutz F8L 413 кустанайского производства. Работы велись совместно: «РИАТ» с НТЦ КАМАЗ и словацким предприятием VAB-SIPOX, поэтому в названии автомобиля появилась аббревиатура KATASI с казалось бы японскими корнями. Кроме разработки «РИАТ» занимался комплектацией и отправкой сборочных комплектов этого автомобиля в Словакию, где наладили сборку. У KATASI было две надстройки: первая и наиболее массовая – ​17-тонный самосвал, вторая – ​экскаватор-планировщик UDS 134, знаменитая «золотая ручка». Изготовив несколько десятков таких шасси, проект закрыли из-за низкой рентабельности.
Удивительно, но спустя годы к этой схеме вернулись в Чехии: в 2011 году в Копршивнице было налажено производство TATRA PHOENIX с ходовой TATRA, но с двигателем и кабиной DAF – ​отличное подтверждение правильности концепции, выбранной 20 лет назад НТЦ «КАМАЗ» и «РИАТ»! А для «РИАТ» продолжением этой темы стало изготовление опытного образца экскаватора-планировщика UDS‑134, но уже с использованием вездеходного шасси КАМАЗ‑53228-045 6х6 на двухскатной ошиновке. То есть получилось шасси, по характеристикам довольно близкое к TATRA 815 6х6, но при этом российское и недорогое. Эти работы велись совместно со словацкой фирмой ZCM.
В середине 90-х годов стало понятно, что ОАО «КАМАЗ» необходимо расширять ассортимент выпускаемых грузовиков, повышать качество продукции. Специалисты «РИАТ» участвовали в разработке и запуске в производство самосвалов КАМАЗ‑65115 с моторами мощностью 240 л.с. и грузоподъемностью 12 тонн. В то время самым распространенным 12-тонным самосвалом на просторах бывшего СССР был КРАЗ‑256Б, но сравнивать его по комфорту с «65115»… В глазах российских водителей КАМАЗ тогда казался иномаркой. 
В 1996 году знаковым событием для Камского автозавода, а также для «РИАТ» стала разработка и выпуск первой опытно-промышленной партии автомобилей КАМАЗ‑6520 6х4. Новые узлы и агрегаты, в том числе и импортные, позволили впервые на трехосном КАМАЗе получить грузоподъемность 20-22 тонны, причем машина была близка по характеристикам аналогичным грузовикам европейского производства. «6520» выпускали малыми сериями до 2003 года, постепенно модернизируя и отлаживая конструкцию. Затем автомобиль поставили на конвейер, с успехом выпускают и сегодня. Он стал флагманским для нового поколения камских грузовиков, то есть таким же основополагающим, каким в середине 70-х годов был КАМАЗ‑5320. На него первым начали устанавливать 16-ступенчатые коробки передач ZF Ecosplit, ведущие мосты MADARA и RABA со ступичными планетарными редукторами, моторы с наддувом и интеркулером КАМАЗ‑740.51-320 мощностью 320 л.с., затем и более мощные. А стараниями «РИАТ» эти самосвалы с 2008 года начали комплектовать рядными «шестерками» Cummins L объемом 8,9 литра, диапазоном мощности от 290 до 375 л.с. Позже на смену Cummins L в Россию начались поставки более современных моторов Cummins ISL, у них восемь настроек мощности: 290; 310; 315; 325; 340; 350; 375 и 400 л.с. Однако «РИАТ» в своей практике применяет двигатели Cummins только четырех настроек, но на всей гамме тяжелых грузовиков КАМАЗ. Самую «слабую», 310 л.с. и моментом 1200 Н.м, обеспечивают моторы ISLe310 – ​их ставят на 15-тонные самосвалы КАМАЗ 65115 взамен двигателей КАМАЗ 740. На эти же автомобили и, соответственно, на их модификации «65116», «65117», «43118» устанавливают и более мощный ISLe340-340 л.с./1380 Н.м. Самые мощные из применяемых «РИАТ» – ​ Cummins ISLe375, 375 л.с./1550 Н.м и Cummins ISLe400, 400 л.с./1700 Н.м – ​используют на тяжелых полноприводных самосвалах, тягачах и лесовозах, изготовленных на шасси КАМАЗ‑6520, а также КАМАЗ‑522 и их модификациях, на седельном тягаче КАМАЗ‑65225 RG 6x6. Основные потребители таких автомобилей – ​строители, нефтяники и газовики, лесозаготовители, горнообогатительные комбинаты из восточной и северной частей России. Чаще всего заказывают полноприводные версии трехосников, причем в «РИАТ» даже раньше КАМАЗа разработали комплектации самосвалов 6х6 с одинарной ошиновкой.
С марта 2017 года Cummins ISLe собирают и в Набережных Челнах, на СП «Камминз КАМА», параллельно с двигателями Cummins ISBe, которые давно освоены у нас в стране. Это новый этап в развитии отношений между Cummins, «КАМАЗом» и «РИАТ».

Читать далее на сайте Рейс.РФ

Авто
5,66 млн интересуются