Найти в Дзене
Mankind

Генри Форд

(1863-1947) Американский изобретатель, промышленник, человек и автомобиль и, если верить интернету, автор всех умных цитат в мире.

Родился Генри в семье ирландских эмигрантов, которые занимались фермерством. Семья не была бедной, её даже почитали за образцовую и публиковали на обложках местных газет. Несмотря на это, в 16 лет Генри убежал из дома и уехал в Детройт, где устроился машинистом. В Детройте Форд часто и подолгу возился с паровыми двигателями и даже собрал модель собственного изобретения.

В 1887 году Генри встретился с Томасом Эдисоном, на тот момент уже всемирно известным изобретателем. Тогда Эдисон похвалил инициативу Форда развивать двигатели внутреннего сгорания, уже через 4 года Генри устроился инженером в Edison Illuminating Company, а с 1893 года стал главным инженером этой компании.

В 1896 году Генри Форд собрал свой первый автомобиль - Ford Quadricycle. Это была классическая самоходная коляска, которую он сделал в своей домашней мастерской. Двигатель мощностью в 4 лошадиных силы мог разогнать машину до 32 километров в час. Интересно, что Генри не рассчитал габариты, и машина просто не смогла выехать из гаража - пришлось разбирать его двери.

Форд уволился от Эдисона в 1899 году и создал собственную компанию Detroit Automobile. Она успела выпустить лишь несколько единиц спортивных автомобилей и обанкротилась. На её обломках в 1901 году выросла Henry Ford Company, которая после ухода Генри Форда в следующем году будет переименована в Cadillac Motor Car Company. Сам же изобретатель в 1903 году создал Ford Motor Company, существующую и поныне.

В чём же главная заслуга Генри Форда? Автомобили делали и до него. Но Форд фактически заново изобрёл серийное производство. Основными «заповедями» производства стали стандартизация всех узлов и деталей, разделение труда и конвейерный тип сборки. И плоды такого подхода Форд и компания вкусили уже в 1908 году: в Ford Motor Company на свет появился Ford T, первый автомобиль-миллионник. За счёт особого подхода Форда к циклу производства автомобили не только штамповались со скоростью, недоступной для ручной сборки, но и выходили в разы дешевле. Для сравнения: Ford T стоил 850 долларов, самый дешёвый автомобиль ручной сборки (которая в те времена не означала лучшее качество) - от 1100 долларов.

Ford T 1908 года
Ford T 1908 года

В начале Первой мировой войны Генри Форд примкнул к пацифистам и даже отправился в Европу, чтобы призвать стороны к миру. Естественно, что к мнению какого-то заокеанского промышленника-янки никто из воюющих сэров и лордов прислушиваться не стал. Когда США вступили в войну, Форд мгновенно перекинул мощности заводов на производство касок, противогазов, а позже - даже танков и подводных лодок. Форд обещал, что все полученные от их продажи деньги он вернёт государству.

Приложил руку Генри Форд и к нашему сельскому хозяйству: в 1919 году РСФСР купила у американца лицензию на производство трактора «Фордзон-Путиловец», очень популярного у крестьян в эпоху коллективизации. А ещё подход Генри Форда к работе произвёл такое сильное впечатление на Олдоса Хаксли, что он в своём культовом романе «О дивный новый мир» выводит фигуру Форда как бога в бездушном конвейерном мире.

Иронично, что пацифистские и патриотические взгляды Форда растают ко Второй мировой. Промышленник из-за своего закоренелого антисемитизма будет открыто выражать свои симпатии нацистам, оказывать финансовую поддержку НСДАП, а его заводы во Франции после оккупации Рейхом будут производить технику для вермахта. После окончания войны руководство Ford Motor Company будет оправдываться тем, что сотрудничество это было вынужденным: Форд не мог позволить себе потерять заводы. Как ни странно, такое объяснение общественность успокоило.

И, наконец, о чёрных автомобилях. Широко известна цитата Форда «Автомобиль может быть любого цвета, если он чёрный». А вот и нет! Генри Форду, рационализатору и бизнесмену, эстетическая сторона вопроса была не интересна. На самом деле, в 1922 году в своей автобиографии он написал «Клиент может выбрать любой цвет для автомобиля, при условии, что это будет чёрный». Дело в том, что до 1925 года у автопроизводителей была всего одна быстросохнущая эмаль для кузова - чёрная, которой было достаточно всего 48 часов. Остальные краски могли закрепляться неделями, но на фабриках, где сборка автомобилей была ручной, проблемы это не представляло. Покупатель заказывал себе красную/синюю/зелёную машину, ждал пару-тройку недель и забирал её. Но для Форда, у которого скорость и стабильность производства были первоочередными, других цветов просто не существовало: клиент мог выбрать только чёрные автомобили.

Автор: Денис Божинский

Авто
5,66 млн интересуются