В декабре стало официально известно о запуске каршеринга Яндекс.Драйв в Москве. Он должен стартовать в феврале. Мы собрали всю известную на данный момент информацию об операторе.
Предыстория
Впервые о каршеринге от Яндекса мы написали в середине октября. Это была наша инсайдерская информация, которая не подтверждалась официально.
Наш вопрос о возможном запуске компания проигнорировала, а на вопрос журналистов Roem, которые сослались на Трушеринг, ответила, что «это слухи». Наш источник в Яндексе говорил, что компания запустится в 2018 году и что автопарк оператора к концу года будет составлять 5000 автомобилей.
Затем, в конце октября, Яндекс запустил опрос «Что для вас важно в каршеринге?» Это подтверждало нашу информацию — компания готовила что-то, связанное с каршерингом.
В ноябре компания закрыла приложение Яндекс.Каршеринг. Причина — пользователям не нравилось, что в приложении нельзя забронировать автомобили. С этим агрегатором сотрудничали Делимобиль, Anytime, Car5, Rentmee и colesa.com.
Наличие у Яндекса двух приложений-агрегаторов (другое — Яндекс.Транспорт) казалось странным. После закрытия Яндекс.Каршеринга появились предположения, что оно нужно было Яндексу для сбора данных о других операторах.
Эту информацию подтвердил наш источник. По его словам, после выхода на рынок компания может поглотить каршеринги с маленьким автопарком и объединить их в конгломерат, как это было сделано с такси.
Итого, к началу декабря четыре разных источника подтвердили нам, что Яндекс запустит каршеринг. Один из них даже заявлял, что это может быть гибрид такси и каршеринга.
Наконец, 8 декабря Яндекс официально сообщил о том, что в феврале заработает сервис Яндекс.Драйв.
Автопарк и Яндекс.Авто
В автопарке сервиса будут автомобили Renault Kaptur, Kia Rio и Kia Rio X-Line. Достоверных данных о количестве автомобилей пока нет.
По нашей первоначальной информации, к концу 2018 года в автопарке Яндекс.Драйва может быть 5000 автомобилей. Это больше, чем совокупный автопарк всех московских сервисов сейчас.
Однако один из наших источников, с которым мы общались в начале декабря, усомнился в том, что в автопарке будет больше 2000 автомобилей к концу 2018 года. Скорее всего, их будет около 1000 единиц.
Возможно, у Яндекс.Драйва появятся электрокары в бизнес-версии. Но об этом пока ничего достоверно неизвестно.
В конце января Яндекс сообщил, что в машины будет интегрирована система Яндекс.Авто. С помощью нее пользователи смогут управлять сервисами «Погода», «Музыка», «Навигатор», а также отвечать на входящие вызовы.
Регистрация и приложение
Сейчас проходит предварительная регистрация пользователей в приложении Яндекс.Драйва. Скачать его можно здесь (для iOS) и здесь (для Android).
Чтобы пользоваться каршерингом, нужно быть старше 21 года и иметь стаж вождения более двух лет.
Регистрацию проводит бот.
Пользователи, которые прошли регистрацию до конца января 2018 года, получат кешбэк 20% в Яндекс.Такси (при этом размер общей суммы, полученной с кешбэка, не может превышать 2000 рублей). Для этого аккаунты в обоих сервисах должны быть привязаны к одному номеру телефона.
Клиент должен включить соответствующую функцию в приложении. Полученные средства можно будет позже тратить на аренду авто в каршеринге.
Условия пользования сервиса
Яндекс опубликовал два документа по пользованию сервисом. Условия пользования сервисом и Лиционзионное соглашение. Из них мы узнали, что
- Яндекс будет просматривать кредитную историю пользователя.
- Неправильно списанная сумма будет возвращаться на привязанную банковскую карту.
- В автомобилях могут быть установлены точки доступа Wi-fi и видеорегистраторы, которые будут вести запись внутри салона.
Сейчас последнего пункта про Wi-fi в Условиях пользования сервисом нет. Вот так он выглядел 8 декабря:
Так он выглядит сейчас:
Вот здесь мы собрали реакции пользователей на информацию о запуске.