Найти в Дзене
Основной аэродром

Fairey Rotodyne - винтокрыл, опередивший время

Если сейчас спросить у увлекающегося авиацией о современных винтокрылах (или конвертопланах), то на ум сразу придёт американский военный конвертоплан Bell V-22 Osprey. И всё... Перспективное направление в авиации сейчас незаслуженно обделено вниманием конструкторов. Но было время, когда именно винтокрылы и конвертопланы рассматривались как новая веха в дальнейшем развитии воздушного транспорта. Сегодня, дорогой читатель, я хочу познакомить тебя с летательным аппаратом, который значительно опередил своё время по техническим характеристикам, но так и не сыскал коммерческой славы.

Bell V-22 Osprey ВВС США, 2013 год
Bell V-22 Osprey ВВС США, 2013 год

Для этого перенесёмся на 60 лет назад. Рост загруженности аэропортов привёл к тому, что они всё чаще строились за городом. Но авиакомпании хотели иметь возможность доставлять пассажиров прямо в центр города, а не на загруженные загородные аэропорты. Поэтому английские авиаконструкторы из фирмы Fairey Aviation озаботились вопросом создания нового летательного аппарата, который бы смог удовлетворить запросы авиаперевозчиков. И своё внимание они обратили на винтокрылы. После долгих проектных работ и испытаний подходящего по мощности двигателя 6 ноября 1957 года в свой первый полёт поднялся самый большой винтокрыл того времени - Fairey Rotodyne. Ротодайн полностью отвечал требованиям, которые предъявляли авиакомпании - он мог взлетать и садиться на вертолётных площадках и обладал достаточной для междугородних рейсов крейсерской скоростью горизонтального полёта - 280—300 км/ч.

Один из первых полётов Fairey Rotodyne. Видно, что винтокрыл ещё не окрашен
Один из первых полётов Fairey Rotodyne. Видно, что винтокрыл ещё не окрашен
Экипаж Fairey Rotodyne в Уайт Волтхаме, Беркшир во время первых демонстрационных полётов для прессы, 3 июня 1958 года
Экипаж Fairey Rotodyne в Уайт Волтхаме, Беркшир во время первых демонстрационных полётов для прессы, 3 июня 1958 года
Демонстрация Fairey Rotodyne на авиашоу Фарнборо, 1959 год
Демонстрация Fairey Rotodyne на авиашоу Фарнборо, 1959 год

Обладая впечатляющими характеристиками - он мог перевезти 40 пассажиров (а планировался ещё и серийный вариант на 56 человек) на расстояние до 720 километров, - Fairey Rotodyne получился идеальным вариантом для междугородного авиационного сообщения на Британских островах. Интерес к винтокрылу проявляли и зарубежные авиакомпании - американская New York Airways и японская Japan Air Lines. Успешные показы на международных авиасалонах в Ле-Бурже и Фарнборо только подогревали внимание к новой машине. Казалось, что ещё немного и после долгожданного запуска в серию, этому уникальному летательному аппарату уготована блестящая карьера.

Демонстрация Fairey Rotodyne на авиашоу Фарнборо, 1959 год
Демонстрация Fairey Rotodyne на авиашоу Фарнборо, 1959 год
Fairey Rotodyne взлетает, 1959 год
Fairey Rotodyne взлетает, 1959 год
Fairey Rotodyne в полёте, 1959 год
Fairey Rotodyne в полёте, 1959 год

Но, несмотря на то, что на винтокрыл было много предзаказов, Ротодайн так и остался построенным в единственном экземпляре. Виной тому оптимизация расходов правительства Великобритании, начатая в 1959 году, и последовавшие за этим слияния небольших производителей авиационной техники в большие концерны. Программа по разработке Fairey Rotodyne была окончательно свёрнута в 1962 году. Но опыт, полученный при разработке этого винтокрыла, не пропал бесследно и нашёл своё применение при проектировании современных гражданских и военных конвертопланов.

Спасибо за внимание!

Подписывайтесь на канал Основной аэродром и будете самыми первыми получать интересные статьи из мира авиационной истории в своей ленте Дзен 🛫