Если сейчас спросить у увлекающегося авиацией о современных винтокрылах (или конвертопланах), то на ум сразу придёт американский военный конвертоплан Bell V-22 Osprey. И всё... Перспективное направление в авиации сейчас незаслуженно обделено вниманием конструкторов. Но было время, когда именно винтокрылы и конвертопланы рассматривались как новая веха в дальнейшем развитии воздушного транспорта. Сегодня, дорогой читатель, я хочу познакомить тебя с летательным аппаратом, который значительно опередил своё время по техническим характеристикам, но так и не сыскал коммерческой славы.
Для этого перенесёмся на 60 лет назад. Рост загруженности аэропортов привёл к тому, что они всё чаще строились за городом. Но авиакомпании хотели иметь возможность доставлять пассажиров прямо в центр города, а не на загруженные загородные аэропорты. Поэтому английские авиаконструкторы из фирмы Fairey Aviation озаботились вопросом создания нового летательного аппарата, который бы смог удовлетворить запросы авиаперевозчиков. И своё внимание они обратили на винтокрылы. После долгих проектных работ и испытаний подходящего по мощности двигателя 6 ноября 1957 года в свой первый полёт поднялся самый большой винтокрыл того времени - Fairey Rotodyne. Ротодайн полностью отвечал требованиям, которые предъявляли авиакомпании - он мог взлетать и садиться на вертолётных площадках и обладал достаточной для междугородних рейсов крейсерской скоростью горизонтального полёта - 280—300 км/ч.
Обладая впечатляющими характеристиками - он мог перевезти 40 пассажиров (а планировался ещё и серийный вариант на 56 человек) на расстояние до 720 километров, - Fairey Rotodyne получился идеальным вариантом для междугородного авиационного сообщения на Британских островах. Интерес к винтокрылу проявляли и зарубежные авиакомпании - американская New York Airways и японская Japan Air Lines. Успешные показы на международных авиасалонах в Ле-Бурже и Фарнборо только подогревали внимание к новой машине. Казалось, что ещё немного и после долгожданного запуска в серию, этому уникальному летательному аппарату уготована блестящая карьера.
Но, несмотря на то, что на винтокрыл было много предзаказов, Ротодайн так и остался построенным в единственном экземпляре. Виной тому оптимизация расходов правительства Великобритании, начатая в 1959 году, и последовавшие за этим слияния небольших производителей авиационной техники в большие концерны. Программа по разработке Fairey Rotodyne была окончательно свёрнута в 1962 году. Но опыт, полученный при разработке этого винтокрыла, не пропал бесследно и нашёл своё применение при проектировании современных гражданских и военных конвертопланов.
Спасибо за внимание!
Подписывайтесь на канал Основной аэродром и будете самыми первыми получать интересные статьи из мира авиационной истории в своей ленте Дзен 🛫