Я был очень удивлен в детстве, когда узнал что топливные баки у самолетов находятся не сзади как у автомобиля, а в крыльях. Признаться, мне всегда было интересно каким образом происходит дозаправка самолетов в воздухе. Ну а раз на днях в Ульяновске состоялся первый полет обновленного Ил-78М-90А, предназначенного для дозаправки военных самолетов, появился отличный повод рассказать как это все устроено. Кстати новый заправщик построен на базе значительно обновленного военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А, который станет основной машиной ВТА ВКС России в ближайшие годы.
Кого заправляем?
В рамках боевой подготовки летчики истребителей и фронтовых бомбардировщиков Воздушно-космических сил России отрабатывают не только элементы воздушного боя и посадку в сложных условиях обстановки, скажем на автомобильную проселочную дорогу (видео), но и тренируются заправляться в воздухе. Потом полученные навыки они, соответственно, применяют в ходе боевых действий.
Данный элемент, конечно, проще знаменитой Кобры Пугачева, но также требует от летчиков высокого мастерства. На свежем видео, опубликованном по итогам тренировок в небе над Липецком, пилоты истребителей играючи дозаправляются в воздухе, словно они водители автомобилей, привычно заехавших на заправку.
Ил-78, который называют воздушным танкером или летающей бензоколонкой получился довольно удачным - его активно используют не только ВКС России, но и военно-воздушные силы Индии, Пакистана и других государств с середины 80-х годов.
А заправляются от него истребители 3, 4 и 5 поколений, фронтовые бомбардировщики, сверхзвуковые стратегические бомбардировщики-ракетоносцы типа Ту-160 и Ту-95МС, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения А-100 и другие.
Как заправляем?
Технически дозаправка большинства военных самолетов происходит примерно одинаково: они подлетают к Ил-78 сзади и чуть снизу, стабилизируются, "ловят" скорость заправщика, после чего из заправочной установки, расположенной на крыльях Ил-78, подается заправочный шланг-конус. После корректировки скорости двух самолетов происходит стыковка шланга-конуса с приемной штангой.
Далее шланг-конус фиксируется на приемной штанге с помощью мощного электромагнита и включается подача топлива с заправщика под большим давлением. Скорость подачи топлива может достигать 2900 литров в минуту. После пополнения запасов горючего заправляемый самолет просто немного сбавляет скорость и заправочный конус отщелкивается.
Подвесные заправочные установки располагаются на максимальном удалении друг от друга, в случае с Ил-78М на крыльях самолета. Делается это, понятное дело, в целях безопасности. При взлётной массе в 190 тонн и удалении от аэродрома вылета в 1000 км в Ил-78М состоянии передать 60—65 тонн топлива, а при удалении в 2500 км — 32—36 тонн. Помимо Ил-78 в российских ВКС есть еще несколько самолетов, способных выполнять функцию "воздушной бензоколонки": это Су-24, Су-33, и МиГ-29КУБ.
P.S.
Это проект перспективного военно-транспортного самолета для российских ВКС. Самолет-заправщик Ил-78 создан на базе основного военно-транспортного самолета Ил-76.
Чувствуете каким может быть российский самолет-заправщик будущего?))