Не все знают, что император Николай II являлся знатоком и ценителем автомобилей (причем «любых», а не только «самых дорогих»... впрочем – в то время, собственно, любой автомобиль был вещью эксклюзивной).
Как бы то ни было – ни у одного европейского монарха не было настолько большой коллекции. Потому очень жаль, что до наших дней это «царское собрание» не сохранилось.
А сейчас предлагаем познакомиться с тем – какие именно машины возили царских особ по Москве и Петербургу.
Экипаж Яковлева-Фрезе
В 1896 году на фабрике Петра Фрезе был построен самобеглый экипаж с мотором Евгения Яковлева. Он стал первым российским автомобилем. В июле «безымянная» машина была показана на выставке в Нижнем Новгороде, где ее и заметил Николай II. Он захотел посмотреть на нее в действии. По словам современников, Фрезе не заставил императора ждать – демонстрация прошла удачно. Тем не менее, о дальнейшей судьбе автомобиля ничего неизвестно.
Коляска «Дион-Бутон»
«Каждый, кто проходил по Невскому, знаком с четырехместными колясками Дион-Бутон, постоянно мотающимися вперед-назад, пропагандируя таким образом механический способ передвижения», – говорится в журнале «Автомобиль», который вышел в 1903 году. В начале прошлого века простой и в то же время дешевый транспорт французской марки De Dion-Bouton очень часто встречался в Санкт-Петербурге.
Роскошный «Лозьер»
Компания Lozier занималась сборкой автомобилей недолго – всего лишь 15 лет (с 1900 по 1915 год). Несмотря на это, о ней узнали и в России. В 1911 году реклама изысканных американских машин (в те годы они считались круче Кадиллаков) появилась в ведущих изданиях. Правда, нашей публике так и не удалось «распробовать» Lozier: торгового представительства в Российской Империи у этой марки не было, из-за чего, немногочисленные покупатели, заказывали эти автомобили с помощью телеграммы в Нью-Йорк!
Французский «Берлие»
Если «дореволюционным» петербуржцам больше нравился De Dion-Bouton, то москвичи предпочитали ездить на машинах Berliet. За это французам следует поблагодарить Георгия Жемличку – известного велогонщика и предпринимателя, который с 1908 года «раскручивал» марку Берлие. В конечном итоге данные автомобили были замечены даже в гараже императора.
В 1911-1912 годах он расширился за счет четырех грузовиков, купленных для хозяйственных нужд.
Немецкий «Бенц»
Benz является первым иностранным автопроизводителем, который пришел в Россию. Это произошло еще в 1894 году. Надежная и выносливая немецкая техника стала быстро обретать популярность. К началу Первой мировой войны Российская Империя находилась на втором месте по «экспортным продажам» автомобилей марки Бенц (сегодня это «объединённый бренд» Мерседес-Бенц)... Впрочем, когда начались боевые действия – представительства компании были закрыты, а машины переданы в армию.
Компактный «Бебе Пежо»
Bebe Peugeot напоминает игрушку, но на самом деле это полноценный автомобиль, который в 1912 году сконструировал маэстро Этторе Бугатти (да-да, тот самый, который впоследствии создал собственную компанию – Bugatti, известную сегодня своими суперкарами). Маленькая, но в то же время не примитивная машина в какой-то мере является прародительницей нынешних малолитражек. Бебе оснащался 900-кубовым 4-цилиндровым мотором отдачей 10 лошадиных сил и мог разгоняться до 65 км/ч. В 1914 году такой Пежо получил в подарок цесаревич Алексей, который с радостью ездил на нем по Царскому селу. К сожалению, о судьбе монаршего экземпляра ничего неизвестно. Ходят слухи, что он был уничтожен в 1942 году при бомбардировке Ленинграда.
Трехколесный «Кудель»
Даже у богатых господ далеко не всегда была возможность купить автомобиль. Тем не менее, иметь «двигатель» хотели многие. По этой причине на рубеже 19-20 веков начали появляться примитивные трициклы, среди которых числился и немецкий Кудель.
Доступный «Феномобиль»
Phanomobil – в некотором роде помесь обычного автомобиля с трициклом. Двигатель с воздушным охлаждением находился прямо перед водителем, а для выбора курса предназначалась специальная поворотная рукоятка. Неказистая на вид машина с передним приводом на деле была достаточно быстрой – она могла ускоряться до 50-60 км/ч. Кроме того, покупателям предлагались разные кузова. Впрочем, «немец» так и не прижился в России. К примеру, в Петербурге в 1913 году из 2036 автомобилей было всего 5 Феномобилей. Самый известный среди них развозил газеты «Речь».
Редкий «Руссо-Балт»
Русско-Балтийский завод являлся самым крупным автопроизводителем в дореволюционной России. Он собирал машины для армии и императорского гаража. До наших дней дожила одна-единственная легковушка марки Руссо-Балт – модель К 12/20, которая была выпущена в 1911 году. Ее использовала Офицерская воздухоплавательная школа в Гатчине. Там с ней познакомился Николай II, приехавший увидеть аэроплан Русский Витязь.
Царский «Делоне-Бельвиль»
Компания Delaunay-Belleville (Франция) прославилась своими паровыми котлами, однако роскошные и комфортабельные автомобили у нее получались не хуже. Николай II, который знал толк в технике, стал одним из главных клиентов Delaunay-Belleville. В его гараже успели побывать 8 машин, имеющих характерный круглый радиатор. Хотя, российский монарх был далеко не единственным поклонником французской марки – на подобных машинах ездили главы Америки, Британии, Австрии, Греции и т.д.
Первые «российский Мерседесы»
Сегодня многие из нас ждут, когда у Мерседеса появятся сборочные площадки в России, а в начале прошлого века это было реальностью. В 1902-1904 годах грузовики Daimler и легковые автомобили Mercedes выпускались на заводе Ласснера в Петербурге, благодаря чему немецкая компания обрела большую популярность в Российской империи. Мерседесы присутствовали и в царском гараже. Но в связи с войной бизнес был закрыт, а машины отправились на фронт.
Знаменитый «Лорен-Дитрих»
«В качестве доказательства он украсил радиатор автомобиля медной бляшкой с фабричной маркой Лорен-Дитрих»... Давно несуществующая французская автомобильная компания Lorraine-Dietrich была увековечена водителем Адамом Козлевичем из романа «Золотой теленок». Впрочем, до революции машины, обозначенные крестом, неплохо продавались в Москве.
Бронированный «Руссо-Балт»
Когда началась Первая мировая война, на фронт отправились не только немецкие автомобили, но и почти весь автотранспорт. Не остался в стороне и сам Николай II. Руссо-Балт типа С, который «жил» в императорском гараже, местные мастера переделали в броневик. Его получила Кавказская туземная конная дивизия. Бронеавтомобиль принимал участие в сражениях, по меньшей мере, до 1916 года, после чего его следы теряются.
Санитарный «Уайт»
Грузовики американской марки White стали массово поставляться в Россию лишь в 1914 году – после того, как началась война. Но Военное ведомство не ошиблось с выбором. Уайты оказались настолько выносливыми, что к июлю 1917-го заняли третью часть армейского парка. Они оснащались разными надстройками – начиная от радиостанций и заканчивая санитарками. Раненые с нетерпением ждали медицинских летучек конструкции доктора Климановича. Кузов данных грузовиков был оборудован откидными сиденьями и подвеской для носилок, имеющей амортизацию и маятниковый механизм: даже боковые крены не влияли на положение лежачих бойцов. На пассажиров не попадал ни дождь, ни снег – их защищали пологи из брезента. К слову, строительством санитарных Уайтов занималась придворная экипажная мастерская.