Я отлетал на большинстве старых и редких самолетах в РФ (из тех, которые еще остались на регулярных рейсах). Самым сложным для меня оказался Ан-28.
На регулярных рейсах этот тип эксплуатируется только в авиакомпании СиЛа (Сибирская лёгкая авиация). Раньше они летали только из Магадана, но в январе 2017 года открылась программа полетов из Томска, а в мае - из Иркутска.
Попытка 1 - Томск
На майские праздники прошлого года мы с сыном собирались лететь в Новосибирск. Ну а там и Томск рядом. Я взял билет в одну сторону на перегоночный рейс Ан-148 Ангары (видео), а обратно на Ан-28 СиЛы.
Как говорится - ничего не предвещало беды. Мы приехали в аэропорт Томска, зарегистрировались, зашли в чистую зону и стали ждать. Самолет задерживался из Абакана на 30 минут, но в итоге прилетел. Из-за сильного ветра как-то не уверено сел.
Нас и еще одного пассажира (как позже оказалось - сотрудник аэропорта) посадили на автобус и повезли на посадку в самолет. При подъезде к самолету, меня сразу смутило, что техники держать его за крыло :) Нас посадили в самолет и закрыли трап. Так мы просидели почти час. Рейс откладывался из-за сильного ветра. Ждали погоды. Через час КВС принял решение о переносе рейса на завтрашний день. Этот вариант нам не подходил, т.к. 9 мая утром мы должны были быть уже на параде в Новосибирске, а потом самолет в Москву. Пришлось ехать в Новосибирск поездом.
Видео обзор аэропорта Томск + посадка Ан-28:
Попытка 2 - Иркутск
В августе 2018 году я был в Иркутске. Ну и конечно не мог не воспользоваться этим и слетать на Ан-28. Посмотрев расписание, я решил, что вечером полечу в Братск (снова Ан-148 Ангары), оттуда поеду на ночном автобусе в Железногорск-Илимский и утром вылечу обратно в Иркутск на Ан-28 СиЛы.
Единственное, уже в Иркутске меня стал смущать тот факт, что вместо Ан-28 может быть замена L-410. Я ранее читал в новостях, что перевозчик получил две новых элки. Одна летает из Томска, а вторая, как оказалось, из Иркутска. А в аэропорту Иркутска я видел либо Ан-28 с L-410 вместе, либо только Ан-28. А это значит, что на рейсы улетел L-410. Расписание из Иркутска составлено только под один борт...
Весь план сломался уже в Братске. Я приехал на автовокзал - долго искал автобусную станцию или кассу. Автостанция представляет из себя какую-то клоаку с пьяными, бомжами и проститутками. Рядом какой-то рынок, шалманы, непонятные строения. Местные не смогли мне даже объяснить, откуда отправляются автобус на Железногорск. Там есть несколько частных касс, автобусы каждой фирмы останавливаются в разных местах.
Спустя час, я увидел междугородный автобус на остановке недалеко от автостанции - это оказался рейс Иркутск - Усть-Кут нужной мне фирмы. Там же нашел девушку, которая продает билеты (оказалось, она сидит в ларьке возле этой остановки). Билеты она мне не продала - оба ночных рейса были отменены.
У меня остался единственный вариант добраться до Железногорска - на поезде. Он отходил от станции Анзёби через час. Я сразу вызвал такси и поехал на станцию, кассы там были уже закрыты. Хорошо, что на телефоне есть приложение РЖД, билеты купил за 10 минут до прибытия поезда.
Итак, в 23:11 я сел на поезд на станции Анзёби, а в 03:54 мне надо было уже выходить на станции Коршуниха-Ангарская (Железногорск-Илимский). Именно из-за такого неудобного расписания, я изначально ориентировался на автобус.
В Железногорске я несколько часов просидел на вокзале, там неплохой зал ожидания, в котором было человек 15 таких же горемык. После рассвета я немного прогулялся по городку, зашел в магазин, а потом вернулся на вокзал.
Вылет у меня был в 11:05, аэропорт находится в 14 км. от ж/д станции, автобусы туда не ходят. Я досидел на вокзале до 9 утра и взял такси за 400 руб. На таких старых жигулях я давно не ездил.
Таксист (седовласый дедушка) очень сильно удивился, что мне надо в аэропорт. Он и не знал, что самолеты снова летают. В молодости, после учебы, он летал на Як-40 в Иркутск попить пива, а поздно вечером возвращался домой.
Все бы ничего, но где-то в середине пути он проколол колесо. Я прикинул, что пешком до аэропорта не успею дойти, попутных машин нет.
Дедушка сказал, что поменяет колесо за 15 минут. Справился даже быстрее и мы "полетели" дальше. Чуть не проскочили поворот, т.к. въезд в аэропорт сейчас сбоку. Старый терминал закрыт и парадный въезд тоже.
Боковой въезд упирается в ворота с табличкой "Вход запрещен". Но я все же вошел, там в бытовке была женщина. Я уточнил, в нужное ли место я приехал. Оказалось, что да - эта бытовка выполняет роль пассажирского терминала. Там проводится регистрация пассажиров, взвешивают багаж и принимают оплату за перевес (большинство пассажиров летели с перевесом). Там же можно посидеть в случае дождя.
Я зарегистрировался на рейс и узнал, что самолет вылетел, но из-за сильного тумана в сочетании с дымом от пожаров рейс может уйти на запасной - в Братск :( Узнаем по факту.
Потом приехал второй пассажир (я его видел ранее на вокзале, тоже там просидел ночь). Он часто летает по этому направлению и стал утверждать, что новый L-410, который всегда здесь летает напичкан современным оборудованием и без проблем тут сядет. Я вообще расстроился, столько ехал с разными приключениями и L-410 вместо Ан-28...
Наши разговоры услышала сотрудница аэропорта и сказала, что сегодня как раз вылетел Ан-28! Главное, лишь бы смог сесть. Я обрадовался, а мужчина расстроился. Он явно боялся лететь на Антонове. Минут за 30 до отправления приехали остальные пассажиры - все - местные жители и хорошо знают друг друга.
Около 11 послышался звук самолета, но из-за тумана ничего не было видно. В какой-то момент самолет совершил проход над полосой, его даже было видно немного.
Во время второго захода самолет уверенно сел. Все пассажира обрадовались, стали оплачивать перевес и получать посадочные.
Во время выгрузки-погрузки пассажиров один из пилотов - молодой парень - пришел покурить в место для курения. Пассажиры сразу к нему с вопросами - тяжело ли было садится? почему с первой попытки не сел? и т.п. Пилот уверенно ответил, что сначала прощупал полосу, а потом спокойно сел, вообще никаких проблем. Но из-за нервного затягивания сигаретой и трясущихся рук мне что-то не верилось в его слова :)
Поскольку в аэропорту нет грузчиков, то багаж к самолету помогают относить провожающие. А в рампу его загружают один из пилотов, техник и сотрудник аэропорта.
Сегодня самолет было полным, одно из мест занимает техник, который летает на каждом рейсе.
Сам полет был обычным, салон очень тесный. Высоким лучше конечно садиться на передние ряды - там хоть есть места для ног, но я не успел туда пройти.
В рампе, за дверью в пассажирский салон, есть туалет-ведро.
Подробный видео обзор перелета: