Кто бывал в Европе хоть раз, тот наверняка обратил внимание на то, что в историческом центре полно узких улочек, на которых, в свою очередь, теснясь друг-к-другу, расположились лавки торгующие чем угодно. Замечу, что так было почти всегда. Но если продукция изначально доставлялась торговцам при помощи гужевого транспорта, то к 30-м годам прошлого века на смену им пришли автомобили. И вот управляющий компании Citroen Пьер-Жуль Буланже в 1936 году задумался о необходимости создания небольшого коммерческого фургона, на котором было бы удобно ездить и самое главное - подвозить товар в ограниченном пространстве города. Помимо компактных размеров, авто должно было иметь раздвижные двери и низкую погрузочную платформу. Так грузчикам легче и места в кузове больше. То есть привычная заднеприводная платформа тут не подходила. Все карты путал карданный вал. Буланже решил сделать, казалось, невозможное он использовал инженерные наработки от Citroen 7CV, машины имевшей передний привод и пользующейся огромной популярностью не только во Франции, но и за ее пределами.
Чтобы увеличить полезный объем багажного отделения, водителя и пассажира разместили перед передней осью, это отрицательно сказалось на управляемости, но зато позволило создать первый в мире коммерческий авто, с передним приводом и довольно объемным багажником. А управляемость? Ну не на треке же было на нем ездить. Да и в отличие от своих собратьев фургонов Citroen оснастили гидравлическим усилителем тормозов, причем на всех колесах. Назвали этот фургон TUB(Traction Utilitare de type B), а в народе его прозвали «Тюбик». Цельнометаллический фургончик пользовался спросом, но увы, в Европе началась Вторая Мировая и к 1941 году производство было свернуто. Тут еще нужно учитывать и тот факт, что в Citroen были очень велики антигитлеровские настроения, и оставлять машину оккупантам никто не хотел.
В 1945 Вторая Мировая закончилась, и люди стали постепенно возвращаться к мирной жизни. А значит, и забытые проблемы вернулись. Министерство промышленности Франции разрабатывает план развития национального автомобилестроения, его назвали план Пона, по фамилии предложившего его министра. Согласно этому документу Рено и Пежо доставались коммерческие грузовики малой тоннажности, а Ситроену крупной. Однако, Пьер-Жуль Буланже решил не подчиняться, тем более наработки по созданию такого фургона у фирмы были, и уже в 1947 на Парижском автосалоне компания показывает аж два цельнометаллических фургона, в грузовом и пассажирском исполнении. Citroen type Н явился прямым потомком Тюбика.
Мотор и коробку использовали от Traction Avant. Машина вышла настолько удачной, что ее производили вплоть до 1981 года. Правда, за внешность французы назвали машину «свиным рылом», передок и правда напоминал пятачок. За все время из ворот предприятия выехало около 500 тысяч фургонов различного назначения. Машина стала своеобразным символом Франции, она очень узнаваема. Грузовичок type Н является еще и героем многих кинолент, Фантомас, серия Фильмов про Жандарма, всего и не перечислить.
Фургончик и сегодня еще в некоторых частях Пятой республики бегает. А к юбилею, в прошлом году концерн PSA выпустил концепт Tubik который очень походит на своих предков.
Правда он построен на новой платформе и крайне лоялен к окружающей среде. Но это тема для отдельного рассказа.