“Яндекс” запускает агрегатор служб краткосрочной аренды автомобилей «Яндекс.Каршеринг». Пользователям в Москве и Санкт-Петербурге будут доступны 2,2 тыс. автомобилей от различных сторонних сервисов. Мы решили воспользоваться этим поводом и выяснить, как развивается в России и за рубежом сервис каршеринга, который многие считают прообразом будущих отношений человека и автомобиля.
Что такое каршеринг и почему о нем так много говорят
Каршеринг - это вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной или почасовой тарификацией. Обычно его используют для коротких внутригородских поездок.
Согласно исследованию компании Frost & Sullivan, на которое ссылается Википедия, на 2011 год в Европе было около 700 тысяч подписчиков на услуги каршеринга. К 2020 году число подписчиков вырастет до 15 млн человек, заверяли исследователи, а число доступных автомобилей - до 240 тысяч.
Московские городские власти уделяют каршерингу большое внимание. На портале мэрии есть подробная инструкция, как пользоваться сервисами, доступными в столице. В начале ноября 2016 года глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов заявил, что за год работы московского каршеринга совершено 1 млн поездок, более 200 тыс. пользователей зарегистрировано в системе. Потенциальная емкость рынка - 10 тыс. машин, пишет “Коммерсант”, ссылаясь на оценку департамента транспорта. По информации издания, спрос на автомобили «уже настолько хорош, что их не хватает».
На начало 2017 года в Москве около 2,5 тысяч автомобилей, доступных для поминутной аренды. Средняя цена минуты 9 рублей, франшиза при ДТП по вине водителя до 150 тысяч, бензин, парковка и мойка включены в стоимость
Как уточняет Михаил Седых, резидент космического кластера Фонда «Сколково», сооснователь компании-разработчика софта и оборудования для интеллектуальной аренды автомобилей CARiOT, 2,5 тысячи автомобилей - это примерно треть необходимых городу машин. Около 100 автомобилей каршеринга доступны на черноморском побережье, и 150 – в Санкт-Петербурге. Система тестируется и проходит обкатку еще в 9 городах России.
Действительно ли каршеринг помогает улучшить экологию
Как пишет “Хайтек.ФМ” со ссылкой на Digital Trends и исследование Калифорнийского университета в Беркли. Пользователи изучавшегося сервиса каршеринга Car2go проезжали на 7% меньше миль, чем тогда, когда пользовались своими автомобилями или обычными сервисами такси. Уровень выброса парниковых газов в среднем упал на 10%. Так как пользователи Car2go либо продавали свои машины, либо отказывались от покупки новых, каждый автомобиль Car2go «увел» за собой 7-11 автомобилей, поэтому транспортных средств на дорогах стало меньше. “Ведомости” со ссылкой на директора Института экономики транспорта Михаила Блинкина отмечают, что каршеринг может уменьшить количество машин на дорогах в 2–3,5 раза.
Будет ли каршеринг популярен в будущем
Московские власти отнюдь не первые в своей поддержке каршеринговых сервисов. Власти Хельсинки уже предложили жителям отказаться от личных автомобилей и перейти на новую систему перевозок, которая к 2025 году должна появиться в городе. Система объединяет общественный и частный транспорт и позволяет добираться любым удобным способом - от автомобиля с попутчиками до мини-автобуса по вызову.
Мы понимаем, что полноценный рынок каршеринга в России - дело будущего, говорит Михаил Седых, резидент Фонда “Сколково”. Сегодня каршеринг - это модное понятие в мейнстриме «Shаring economy» - наряду с сервисами по онлайн-бронированию квартир, краудфайндинговыми платформами и сайтами обмена вещами. Реально его попробовали менее 2 % населения крупных городов, и лишь полпроцента пользуются благами каршеринга на регулярной основе.
Услуги каршеринга уже сейчас выгодны для тех, кто хорошо считает и мало ездит: содержание личного легкового авто в 2016 г. значительно подорожало – сказался рост стоимости автостраховки, топлива и запчастей. Цены на техобслуживание автомобиля выросли почти на 6 %, а стоимость бензина увеличилась на 5,1%, тарифы ОСАГО повысились до 40%. Тем не менее, популяризация этого сервиса в России не за горами. От того инвесторы и продвинутые предприниматели «щупают» рынок и стремятся поскорее занять на нем свою нишу.
Каршеринг постепенно будет избавляться от рисков, связанных с управлением автомобилями человеком. К 2030 году 400 миллионов человек будут активно пользоваться роботизированными автомобилями общего пользования, говорится в докладе агентства ABI Research. Инновационные беспилотные автомобили знаменуют начало новой эры, когда машины сами станут приезжать за клиентами и отвозить их по месту назначения. Трэвис Каланик, президент крупнейшего сервиса такси совместного пользования Uber, уже говорил, что готов купить все выпущенные компанией Tesla беспилотные электромобили.