"Автомобиль не роскошь, а средство передвижения", - говорил один известный литературный и киногерой. Владельцы как обычных авто, так и автомобилей премиум-класса всеми способами стараются обезопасить себя от неприятностей на дороге, вернее - от их последствий. Одним из таких способов является полис добровольного страхования Полное КАСКО, когда страховщик обеспечивает выплаты в пределах стоимости автомобиля на день заключения договора страхования. К сожалению, не всегда такой вид страхования в совокупности с надежностью и безупречной репутацией страховщика обеспечивает автолюбителям душевное спокойствие и гарантию отсутствия проблем, поскольку в цепочке от момента ДТП до получения отремонтированного автомобиля есть еще одно звено - станция технического обслуживания, осуществляющая ремонт. И это звено не всегда бывает надежным даже в том случае, когда плата за ремонт полностью осуществлена страховщиком по условиям договора страхования. Ну а теперь по порядку.
Приобретая седан Audi A6 C7 2011 года выпуска, Михаил сразу решил обезопасить себя от возможных правовых последствий при различного рода неприятностях, поэтому вопрос, как страховать автомобиль, даже не стоял - только Полное КАСКО. Выбрав страховую компанию, в репутации которой не сомневался, наш герой заключил соответствующий договор. Вариант VI страховой компании "Белкоопстрах" согласно Правилам №5 добровольного страхования транспортных средств граждан предполагал условия "от всех вышеперечисленных случаев", а это именно то, что Михаил и хотел. Каким бы ни был опыт управления автомобилем, на дороге всегда найдется тот, у кого либо этого опыта не хватает, либо он пренебрегает Правилами дорожного движения. Именно такой водитель попался нашему герою июньским утром 2016 года, что привело к дорожно-транспортному происшествию, в результате которого красавец Audi A6 получил значительные повреждения.
Независимо от формы страхования любое ДТП - вещь психологически крайне неприятная: затраченное время, нервы, необходимость составления большого количества документов, с которыми еще нужно побегать по различным кабинетам, но все это неотъемлемый атрибут такого рода обстоятельств. Прошел через это и Михаил. Когда предварительная стадия, предшествующая началу ремонта, была завершена, встал вопрос, где и как осуществлять ремонт поврежденного автомобиля. И тут дилемма - довериться СТО официального дилера или рекомендациям друзей и знакомых, учитывая их опыт. Размышляя над этим, Михаил вспомнил, что водитель эвакуатора, забиравший аварийный автомобиль с места ДТП, очень красиво расписывал услуги одной СТО: мол, все будет в шоколаде, быстро, качественно, максимум два месяца - и снова будешь колесить по дорогам Синеокой и не только. А почему бы и нет? Эвакуаторщик - человек опытный, не один раз возил такие автомобили по разным СТО, все-таки информацией обладает - на том Михаил и порешил. Получив искомый адрес, наш герой доставил авто на станцию в поселке Колодищи Минского района. Внешний вид и обустройство этого сервиса особых волнений не вызывали, все как и на многих подобных объектах: подъемники, станки, сотрудники в замасленных робах и так далее. Поскольку ремонт согласно условиям договора добровольного страхования оплачивает страховщик, то составление всех сопутствующих документов по услуге СТО вещь обязательная, благо акт осмотра автомобиля оценщиком на руках имелся, а предусматривал он аж 32 позиции.
Представитель СТО, осмотрев поврежденный Audi, вынес вердикт: ремонта месяца на два, но есть возможность сократить этот срок до месяца, если Михаил внесет предоплату за запасные части, пока страховая компания не перечислит за них деньги. Месяц или два - разница существенная, Михаил от такого варианта не отказался, правда, подстраховался на всякий случай составлением необходимой расписки. Оставалось только подождать предполагаемый месяц, отведенный на ремонт. Однако наш герой даже представить не мог, что ждать он будет еще очень и очень долго. И вот почему. Помимо наличных денежных средств, которые Михаил передал представителю СТО с целью ускорить ремонт, страховая компания с разницей в несколько дней также выполнила свои обязательства и перечислила в полном объеме денежные средства за запасные части, что дополнительно ускоряло весь процесс.
Далее мы пропустим существенный промежуток времени и просто посмотрим на "результат" осуществленного ремонта, который, как мы помним, с учетом всех благоприятных обстоятельств должен был завершится довольно быстро.
Состояние автомобиля в момент ДТП в июне 2016 года:
А это сентябрь-2016:
Вот уже и ноябрь-2016:
Как видим, ремонт, несмотря на перечисленные СТО деньги, продвигаться не хотел. Данное обстоятельство вызывало естественное недовольство автовладельца, ведь сроки, оговоренные до начала ремонта, не то что не соблюдались, а этим срокам, судя по состоянию автомобиля в ноябре, не было конца. Попытки добиться хоть какого-либо результата не увенчались успехом: то запчастей искомых нет, то те, которые заказали, не подходят, то только "на заказ", то денег, оказывается, нет. Смысла описывать их все мы не видим, все-таки А6 не эксклюзивная Tesla, дилер Audi на белорусском рынке представлен на должном уровне, сервис у него имеется. Все эти обстоятельства заставили Михаила уже в декабре 2016 года перевести отношения с СТО с бытового уровня в правовую плоскость. "Денег на ремонт нет", несмотря на их перечисление страховщиком, стало последней каплей, способствовавшей данному решению.
Данная претензия представителей СТО, видимо, не сильно впечатлила, попытка хоть как-то призвать ремонтников к ответственному подходу по своим обязательствам ни к чему не привела, в результате чего во всей этой истории замаячила перспектива судебного разбирательства, и в январе 2017 года Михаил обратился в суд.
Получив такой документ, обычный гражданин, не сильно сведущий в правовых аспектах, почти наверняка зашевелится бы как уж на сковородке. СТО тоже вроде бы начала какие-то телодвижения, но к существенному результату это не привело. Смотрим фото дальше.
Январь-2017:
В салоне все выглядело вот так "красиво":
Март-2017:
Так или иначе, но в марте 2017 года представители СТО после нескольких судебных заседаний предприняли первые конкретные попытки договориться. Сделать это, учитывая все обстоятельства, было сложно, но своего они добились, достигли с владельцем мирового соглашения, в противном случае расходы СТО по результатам судебного разбирательства оказались бы гораздо значительнее.
Что такое мировое соглашение, разъясняет Хозяйственно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.
Статья 121. Заключение мирового соглашения
Мировым соглашением является соглашение сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок.
Мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии судопроизводства в суде, рассматривающем экономические дела, а также при достижении примирения в порядке, установленном главой 17 настоящего Кодекса.
По соглашению СТО обязалась осуществить ремонт транспортного средства и передать владельцу автомобиль до 30 апреля 2017 года, заплатив при этом неустойку за нарушение сроков выполнения ремонтных работ. От остальных требований Михаил отказался, чего, по всей видимости, сотрудники СТО и добивались.
Статья 124. Исполнение мирового соглашения
Мировое соглашение исполняется сторонами добровольно.
В случае если мировое соглашение не исполняется в порядке и сроки, определенные в нем, суд, рассматривающий экономические дела, по заявлению заинтересованной стороны выдает исполнительный документ в порядке, установленном разделом IV настоящего Кодекса. Вопрос о выдаче исполнительного документа рассматривается судом, рассматривающим экономические дела, без вызова сторон.
Чтобы хоть как-то сдвинуть долгий ремонт с мертвой точки, пришлось перегнать Audi A6 в официальный центр. Вроде как автомобиль был на ходу, по крайней мере владельца в этом уверяли. На ходу-то на ходу, но до сервиса он доехал в таком состоянии.
Audi A6 не выдержал нагрузок по переезду из точки "А" в точку "Б" - потек антифриз, что свидетельствует о "качестве" произведенного ремонта. Это снаружи. Полная диагностика дилером Audi систем данного автомобиля выявила другие существенные проблемы, препятствующие его эксплуатации.
Видите сверху дату? Она в своем роде знаменательна, ведь ровно год назад, 5 июля 2016 года, страховая компания перечислила на счет СТО деньги. Вердикт дилера неутешителен, о чем красноречиво говорит этот штамп.
Поискав на просторах интернета информацию об этой СТО, мы наткнулись на активное обсуждение качества оказанных ею услуг: не все комментарии можно публиковать в открытом доступе, но основной их посыл их - обходить стороной.
Редакции ABW.BY удалось получить комментарий представителя "СТО Решений" по имени Дмитрий. По его словам, стоимость ремонта определяли у них на СТО, а столь длительный срок ремонтных работ стал возможным ввиду многих причин, среди которых можно выделить нехватку средств, уплаченных страховой компанией, наличие дополнительных повреждений и дефектов, не указанных в акте осмотра, заказом запасных частей не у дилера, а напрямую из Германии и т.п. По поводу неисполнения мирового соглашения, зафиксированного судом, Дмитрий пояснил, что условия соглашения он выполнил, ну а то, что автомобиль до сих пор на СТО, от них не зависит. Также Дмитрий сообщил, что вложил свои деньги в ремонт этого автомобиля и его уже можно забирать.
В начале материала мы упоминали о том, что помимо перечисленных страховщиком денег Михаил передавал наличные средства для скорейшего осуществления ремонта. Ценой неимоверных усилий ему эти деньги удалось вернуть, видимо, наличие расписки повлияло, правда, через полгода - долго упирались.
Все это свидетельствует о том, что пора создавать некий черный список неблагонадежных СТО и что эта мера может дать конкретный результат, так как нет клиента - нет денег. На наш взгляд, это должно заставить ремонтные организации относиться к клиентам с должным вниманием и выполнять принятые на себя обязательства. В настоящее же время понудить таких ремонтников выполнить взятые на себя обязательства пытается отдел принудительного исполнения Минского района, насколько нам известно от героя этой статьи - пока безуспешно.
Евгений ГРАЧЁВ
Фото предоставлены собеседником
ABW.BY