Найти тему
Основной аэродром

Pilatus SB-2 — швейцарский «пеликан»-одиночка

В 2016 году Pilatus Aircraft выпустила 117 самолётов. Не сравнить с Boeing или Airbus, но маленькая Швейцария гордится своим авиационным лидером. Турбовинтовые и реактивные Pilatus'ы эксплуатируются в 18 странах мира. Среди эксплуатантов — гражданские авиакомпании, военные и силовые ведомства. Например, ВВС США или полиция штата Западная Австралия. Но большие компании начинались с малого и сегодня наш разговор пойдёт о первом самолёте, вышедшем из ангаров Pilatus Aircraft.

Прототип новейшего бизнес-джета Pilatus PC-24. Фото: Stephan Widmer
Прототип новейшего бизнес-джета Pilatus PC-24. Фото: Stephan Widmer

В декабре 1939 года владельцы оружейной фабрики Werkzeugmaschinenfabrik Oerlikon, Bührle & Co. основали дочернее авиационное предприятие. Новую компанию назвали Pilatus Aircraft. Планировалось, что она будет обслуживать и ремонтировать самолёты швейцарских ВВС. Первой работой стала сборка из готовых частей разведывательного биплана EKW C-35, разработанного государственным предприятием Eidgenössische Konstruktionswerkstätte.

Самолёт-разведчик EKW C-35 ВВС Швейцарии. Фото: acesflyinghigh.wordpress.com
Самолёт-разведчик EKW C-35 ВВС Швейцарии. Фото: acesflyinghigh.wordpress.com

Уже через год инженеры Pilatus задумались о создании собственного самолёта. Первый проект — Pilatus P-1 — остался на бумаге, но энтузиазма не убавил. С 1941 года правительство нейтральной Швейцарии, не обременённое тяготами бушевавшей вокруг Второй мировой войны, начало развивать авиационную промышленность страны — поддерживало производителей, но не забывало и об инвестициях в исследовательские программы, поощряя появление новых перспективных проектов.

В Швейцарской высшей технической школе Цюриха создали конструкторское бюро во главе с инженером Хансом Белартом. Задачей бюро стала разработка лёгкого самолёта, адаптированного под рельеф местности Швейцарии. В силу того, что конструкторы часто призывались на военные сборы (время всё же было неспокойное), работа над новой машиной шла медленно и постоянно приостанавливалась. В итоге в 1943 году было решено за 180 000 швейцарских франков продать проект Pilatus Aircraft, где он получил обозначение Pilatus SB-2 Pelican.

Pilatus SB-2 Pelican. Проекции. Фото: Weibel, Jean-Pierre — "Pilatus: les 50 ans d'une fabrique suisse d'avions", 1989 год
Pilatus SB-2 Pelican. Проекции. Фото: Weibel, Jean-Pierre — "Pilatus: les 50 ans d'une fabrique suisse d'avions", 1989 год
Pilatus SB-2 Pelican. Фото: pilatus-history-and-news.blogspot.com
Pilatus SB-2 Pelican. Фото: pilatus-history-and-news.blogspot.com

Несмотря на загруженность разработкой самолёта Pilatus P-2, инженеры компании довели приобретённый проект до реализации в металле. Первый экземпляр Pelican собрали в начале 1944 года и зарегистрировали под гражданским номером HB-AEP. В проекте были версии на 5 и на 7 пассажиров, но построили только первую.

Как говорилось выше — SB-2 разрабатывался с учётом рельефа Швейцарии. Гористая местность накладывала ограничения на размеры взлётно-посадочных полос, поэтому самолёт устойчиво летал на низких скоростях и мог взлетать/садиться на короткие ВПП. Pelican планировали использовать в качестве транспортно-пассажирского самолёта, а также в сельском хозяйстве.

Pilatus SB-2 Pelican. Фото: ETH Zurich Library, University Archives
Pilatus SB-2 Pelican. Фото: ETH Zurich Library, University Archives

Конструкция SB-2 Pelican была необычной для своего времени — цельнометаллический высокоплан с крылом малой отрицательной стреловидности. Крыло оснащалось закрылками и предкрылками, что положительно сказывалось на лётных качествах новой машины. Дополняло картину трёхстоечное шасси. Оснащался двигателем Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior TB, мощности которого хватало, чтобы развить скорость в 230 км/ч. Минимальная скорость устойчивого полёта составляла 76 км/ч. Дальность полёта — 805 километров или 4 часа.

Pilatus SB-2 Pelican в полёте. Хорошо видна отрицательная стреловидность крыла. Фото: Horber, Heinrich — "25 Jahre Pilatus Flugzeugwerke AG", 1965 год
Pilatus SB-2 Pelican в полёте. Хорошо видна отрицательная стреловидность крыла. Фото: Horber, Heinrich — "25 Jahre Pilatus Flugzeugwerke AG", 1965 год

Впервые в воздух Pelican поднялся 30 мая 1944 года. За время тестовых полётов никаких происшествий не возникло — новый самолёт демонстрировал хорошие лётные характеристики. После непродолжительных испытаний SB-2 передали для эксплуатации в авиакомпанию Alpar AG, где он, кроме перевозки пассажиров и грузов, использовался ещё и для проведения аэрофотосъёмки.

Pilatus SB-2 Pelican. Фото: ETH Zurich Library, University Archives
Pilatus SB-2 Pelican. Фото: ETH Zurich Library, University Archives

К сожалению, швейцарский «Пеликан» так и остался одиночкой. Через 4 года после своего первого полёта — 13 июня 1948 года — SB-2 потерпел аварию. Во время взлёта на авиашоу в Кирхберге около Берна стойка носового колеса сломалась и самолёт перевернулся через нос. Восстанавливать Pelican не стали и тихо списали. Серийного производства запущено не было, т.к. Pilatus Aircraft уже были сосредоточены на выпуске Pilatus P-2.

Pilatus SB-2 Pelican после аварии. Фото: pilatus-history-and-news.blogspot.com
Pilatus SB-2 Pelican после аварии. Фото: pilatus-history-and-news.blogspot.com

Если бы проект Pilatus SB-2 Pelican не наложился по времени на Pilatus P-2, то этот симпатичный и самобытный самолёт могла ожидать другая судьба. Но увы, мы этого проверить не сможем. Сотрудничество же между Швейцарской высшей технической школой Цюриха и Pilatus Aircraft на SB-2 не закончилось — инженеры школы поучаствуют в создании самолётов Pilatus P-3, Pilatus Porter PC-6 и планера Pilatus PC-11.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!

Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту - main.aerodrome@gmail.com
Читай также: Как Швейцария свой первый реактивный истребитель строила