Найти тему
Первым делом самолёты

Як-152 - летающая парта для будущих пилотов

Учебно-тренировочный Як-152 впервые поднялся в небо с аэродрома Иркутского авиационного завода. Как отметили специалисты полёт прошёл нормально с заданием машина справилась, теперь самолёту предстояло пройти полный спектр испытаний после чего будет запущено его серийное производство. Сегодня новинка, предназначенная для первоначальной подготовки лётчиков, уже прочно обосновалась в военных и гражданских пилотажных центрах. Министерство обороны заявило, что готово закупить до полутора сотен Як-152.

Василий Севастьянов лётчик-испытатель первого класса освоил больше 20 типов самолётов, участвовал в испытаниях боевого Як-130, впервые учебный самолёт Як-152 поднял в небо 29 сентября 2016 года. Задание на первый полёт успешно выполнено и было оно простое – взлететь, сделать несколько кругов и приземлиться, но впереди Як ждала ещё целая серия испытаний, которая должна подтвердить характеристики самолёта, заложенные в нём конструкторами, а на Иркутском авиационном заводе уже готовились к его серийному производству.

Первый полёт Як-152 с заводского аэродрома в Иркутске
Первый полёт Як-152 с заводского аэродрома в Иркутске

Як-152 – новая летающая парта, которая предназначена для первоначального обучения будущих пилотов, после неё лётчики могут пересесть на машину для продвинутой подготовки – Як-130. Оба самолёта органично дополняют друг друга вместе с компьютерными классами, электронными тренажёрами и системой объективного контроля они составляют единый учебно-тренировочный комплекс.

Машина создана по классической аэродинамической схеме, в проектировании применены классические подходы, новое – это дизельный двигатель с большим запасом мощности и соответственное информационное поле. Ещё одно отличие, достаточно редко встречающееся на самолётах такого класса – это гидравлический выпуск и уборка шасси, торможение тоже от гидравлической системы.

Дизельный двигатель – это принцип работы силовой установки, где горючая смесь взрывается за счёт её сжатия в цилиндрах, в качестве топлива используется авиационный керосин, он в 3-4 раза дешевле бензина и всегда доступен на любом аэродроме, при этом мощность двигателя одна из самых высоких у самолётов такого класса – 500 л.с, это во многом обеспечивает безопасность пилота-ученика. Такой запас мощности дан для поглощения первоначальных ошибок в пилотировании, в выходе самолёта из каких-то сложных фигур и возможности безопасно посадить самолёт.

Бортовое радиоэлектронное оборудование позволяет Як-152 летать ночью и в условиях плохой видимости. Для удобства пилотов он оснащён стеклянной кабиной, то есть вся информация выводится на широкоформатные дисплеи.

Широкоформатные дисплеи в кабине Як-152
Широкоформатные дисплеи в кабине Як-152

Аэродинамические свойства самолёта рассчитаны так, чтобы избежать неуправляемого вращения, кроме того, машина оборудована средствами спасения, в которой после её срабатывания сразу разрушается фонарь и это даёт лётчику дополнительные секунды и в конечном счёте понижает возможную высоту спасения пилота.

Самолёт Як-152 уже заинтересовал многих потенциальных заказчиков – это и министерство обороны России и ДОСААФ Белоруссии, благодаря высоким лётно-техническим характеристикам Як может даже использоваться для подготовки лётчиков-спортсменов.