Учебно-тренировочный Як-152 впервые поднялся в небо с аэродрома Иркутского авиационного завода. Как отметили специалисты полёт прошёл нормально с заданием машина справилась, теперь самолёту предстояло пройти полный спектр испытаний после чего будет запущено его серийное производство. Сегодня новинка, предназначенная для первоначальной подготовки лётчиков, уже прочно обосновалась в военных и гражданских пилотажных центрах. Министерство обороны заявило, что готово закупить до полутора сотен Як-152.
Василий Севастьянов лётчик-испытатель первого класса освоил больше 20 типов самолётов, участвовал в испытаниях боевого Як-130, впервые учебный самолёт Як-152 поднял в небо 29 сентября 2016 года. Задание на первый полёт успешно выполнено и было оно простое – взлететь, сделать несколько кругов и приземлиться, но впереди Як ждала ещё целая серия испытаний, которая должна подтвердить характеристики самолёта, заложенные в нём конструкторами, а на Иркутском авиационном заводе уже готовились к его серийному производству.
Як-152 – новая летающая парта, которая предназначена для первоначального обучения будущих пилотов, после неё лётчики могут пересесть на машину для продвинутой подготовки – Як-130. Оба самолёта органично дополняют друг друга вместе с компьютерными классами, электронными тренажёрами и системой объективного контроля они составляют единый учебно-тренировочный комплекс.
Машина создана по классической аэродинамической схеме, в проектировании применены классические подходы, новое – это дизельный двигатель с большим запасом мощности и соответственное информационное поле. Ещё одно отличие, достаточно редко встречающееся на самолётах такого класса – это гидравлический выпуск и уборка шасси, торможение тоже от гидравлической системы.
Дизельный двигатель – это принцип работы силовой установки, где горючая смесь взрывается за счёт её сжатия в цилиндрах, в качестве топлива используется авиационный керосин, он в 3-4 раза дешевле бензина и всегда доступен на любом аэродроме, при этом мощность двигателя одна из самых высоких у самолётов такого класса – 500 л.с, это во многом обеспечивает безопасность пилота-ученика. Такой запас мощности дан для поглощения первоначальных ошибок в пилотировании, в выходе самолёта из каких-то сложных фигур и возможности безопасно посадить самолёт.
Бортовое радиоэлектронное оборудование позволяет Як-152 летать ночью и в условиях плохой видимости. Для удобства пилотов он оснащён стеклянной кабиной, то есть вся информация выводится на широкоформатные дисплеи.
Аэродинамические свойства самолёта рассчитаны так, чтобы избежать неуправляемого вращения, кроме того, машина оборудована средствами спасения, в которой после её срабатывания сразу разрушается фонарь и это даёт лётчику дополнительные секунды и в конечном счёте понижает возможную высоту спасения пилота.
Самолёт Як-152 уже заинтересовал многих потенциальных заказчиков – это и министерство обороны России и ДОСААФ Белоруссии, благодаря высоким лётно-техническим характеристикам Як может даже использоваться для подготовки лётчиков-спортсменов.