Найти тему
Гараж Автоклассика

ИЖ - Орион 560. Четырёхтактный советский дорожный мотоцикл

Выход этого мотоцикла советские байкеры, в 80-х они назывались «рокеры», ждали с нетерпением. Шутка ли, мотоцикл имел 4-тактный двигатель объемом 500 куб.см. «от Ямахи», очень современный на тот момент дизайн, дисковый передний тормоз, легкосплавные колёсные диски…

Интерес публики подогревала и пресса. В конце 80-х был ряд публикаций в прессе, как технической так и обще-популярной, посвященных этой новинке ИжМаша, которая вот вот должна была появится в свободной продаже. Но поступать в продажу ИЖ-Орион не спешил.

Разработкой концептуально нового (для СССР) мотоцикла на ИжМаше занимались во второй половине 80-х, занимались ответственно, при непосредственном участии лучших профильных инженеров, как самого завода, так и привлеченных с других заводов конструкторов. Миссия на эту машину возлагалась серьёзная – выход советского мотоцикла на современный международный уровень в классе дорожных машин с объемом двигателя 500 куб. см. Для этого у Yamaha купили лицензии на четырёхтактный двигатель, систему дискового тормоза и ряд других деталей, кроме этого ряд комплектующих, таких например, как двухкамерный карбюратор, закупался в Японии.

-2

Мотоцикл опережал своё время, он был модульной конструкции, меняя подрамник и заднюю часть рамы, можно было ставить разные двигатели. Эргономика была отлично продумана, задняя подвеска была с моноамортизатором.

-3

Уже на финальной стадии разработки конструкторы столкнулись с серьёзной проблемой – советская нефтехимическая промышленность не выпускала высококачественного моторного масла, которое подходило бы и для смазки коробки передач. Лицензионный японский двигатель был сблокирован с коробкой в единое целое, для смазки всего агрегата требовался один вид масла, требование к качеству которого было высоким. Имевшееся на тот момент автомобильное моторное масло для этих задач не подходило.

-4

Поняв, что ради одного (или даже нескольких видов) мотоцикла неповоротливый нефтехим не станет ни новое масло разрабатывать, ни повышать качество выпускаемой продукции, разработчикам пришлось разделять агрегат, двигатель делать отдельно, коробку – отдельно. Учитывая, что многие технические решения, примененные в японском агрегате, в советском мотоциклостроении ранее не применялись, «раздел» был той еще задачей, потребовавшей уйму времени, знаний, нервов, и средств. Технологи при этом, старались еще всячески упростить конструкцию, снижая себестоимость, что порой лишь добавляло проблем. Мотоцикл собрали уже с новым мотором, немного отличавшимся от японского. Внесенные изменения давали о себе знать «детскими болезнями», да и в целом новинка была непривычной, требовавшей испытаний и доводки.

-5

Первую, по сути, опытную партию мотоциклов всё таки собрали, как говориться, не благодаря, а вопреки. Вопреки всем препятствиям, как технического значения, так и организационного. Поэтому ИЖ - Орион 560 можно встретить в коллекциях и у немногих счастливчиков, фанатов мотоциклов. В массовое производство он, увы, не пошел. Времена наступали такие, что стране было не до выхода на международный рынок с новым мотоциклом, и в высоких кабинетах министерств решили повременить с этим проектом, а затем началась совсем другая эпоха. Производился мотоцикл всего 3 года, с 1987 по 1990 год, очень небольшим количеством.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на Oldtimer weekly здесь и в Телеграм
Для обратной связи - oldcarss@yandex.ua Я на Drive2.ru