Найти в Дзене

Как обеспечивают герметичность камеры сгорания

Оглавление

Казалось бы, нет ничего сложного в реализации герметичного пространства для сгорания топлива. До тех пор, пока не задумаешься о том, что как минимум одна "стенка" постоянно движется, а газы внутри должны периодически обновляться.

Устройство камеры сгорания

Камера сгорания "традиционного" двигателя
Камера сгорания "традиционного" двигателя

Выше приведен рисунок из классического, возможно, еще советского пособия по устройству автомобиля. Здесь изображен двигатель как раз в момент, когда поршень находится в крайнем верхнем положении (т.н. "верхняя мертвая точка" - ВМТ). Сверху цилиндра находится свеча зажигания, которая подает искру, а по бокам от нее - впускной и выпускной клапаны. Через впускной клапан в цилиндр впускается топливовоздушная смесь, а через выпускной выходят выхлопные газы.

Камера сгорания двигателя с непосредственным впрыском отличается только тем, что через впускной цилиндр подается только воздух, а внутрь цилиндра "торчит" еще топливная форсунка:

Камера сгорания двигателя с непосредственным впрыском
Камера сгорания двигателя с непосредственным впрыском

Итак, что же надо тут герметизировать?

Во-первых, нужно, чтобы на такте сжатия из цилиндра не выходила топливовоздушная смесь (иначе она вся уйдет, и сгорания просто не будет), а на такте рабочего хода - чтобы из цилиндра не уходили выхлопные газы (иначе они не выполнят полезной работы - не будут толкать поршень вниз). То есть, герметичность нужна "газовая" (термин технически не совсем верный, но для простоты употребим его).

Во-вторых, нужно, чтобы в камеру сгорания не попадало масло. Попадание масла в камеру сгорания имеет целую кипу неприятных последствий, о которых лучше рассказать в другой раз. Просто примем как факт - попадать оно в камеру сгорания не должно, поэтому от него тоже надо обеспечить герметичность.

Кроме того, на первом рисунке можно также увидеть, что верхняя и нижняя часть камеры сгорания - раздельные. Именно так устроено подавляющее количество современных моторов. Нижняя часть, с поршнями, называется "блок цилиндров", а верхняя, со свечой, клапанами и (для непосредственного впрыска) форсунками, называется "головка блока цилиндров" (ГБЦ).

Уплотнения от ухода газов

Газы из цилиндра могут уходить чисто теоретически вообще через любое отверстие: через свечное отверстие, через уплотнение форсунки, через клапаны, в зазор между поршнем и стенкой цилиндра, а также через соединение ГБЦ с блоком цилиндров. И вот как это решается.

Свеча зажигания

Это самое простое место для реализации уплотнения. Она вкручивается в головку блока цилиндров, а заканчивается резьбовая часть свечи мягкой шайбой, которая при затягивании расплющивается и герметизирует соединение.

В качестве экзотики встречается также коническая посадка без прокладки.

-3

Форсунка в двигателях с непосредственным впрыском

Здесь принцип уплотнения еще проще. Ее длинный "носик" вставляется в соответствующее отверстие. Входит он туда и так довольно плотно (непосредственный впрыск - мир высоких технологий и прецизионных решений), да еще и оканчивается тефлоновым колечком для уплотнения. Это решает вопрос герметичности полностью:

-4

Клапаны

Уплотнить клапаны (или, как это принято в околоавтомобильной среде - клапанА) - задача посложнее. Ведь клапан бьет о свое посадочное место тысячи раз в минуту. Никакая резина или тефлон не выдержат этого. Потому здесь не остается никаких других решений, кроме тщательной обработки той поверхности, где тарелка клапана закрывает доступ в камеру сгорания. Это место называется "седло клапана", и оно притирается до обеспечения полной герметичности:

-5

Поршень-стенка цилиндра

Здесь самое интересное. Это тот случай, когда отсутствие зазора приведет к механическим повреждениям, а наличие зазора приведет к утечкам газов, как следствие - понижению мощности и некоторым другим минусам. Решение разработчиками двигателей было найдено, в общем-то, гениальное. И, конечно же, простое - как всегда после того, как нам уже рассказали, как что-то устроено:

На рисунке изображен поршень автомобиля ЗИЛ-130. На современных легковых двигателях колец всего три - два компрессионных и одно маслосъемное
На рисунке изображен поршень автомобиля ЗИЛ-130. На современных легковых двигателях колец всего три - два компрессионных и одно маслосъемное

На поршень надеваются несколько колец. Они подпружинены и в свободном состоянии существенно "выпирают" за размеры поршня. Перед установкой в цилиндр они поджимаются, а после попадания в цилиндр - упираются в его стенки, обеспечивая достаточную герметичность. Верхние кольца - сплошные, и предназначены для герметизации от рабочих газов (топливовоздушной смеси и отработавших, выхлопных газов), они называются "компрессионные" - потому что обеспечивают достижение давления (компрессии) в цилиндре. Нижнее кольца называется маслосъемным, и о нем мы поговорим ниже.

Головка блока цилиндров

Вот так выглядит ГБЦ:

-7

Вот так выглядит блок цилиндров:

-8

Если эти две детали соединить - получится двигатель. Но сначала надо решить несколько задач. Во-первых, не должны уходить газы из камеры сгорания. Во-вторых, и в ГБЦ, и в блоке цилиндров есть каналы, через которые масло подается к трущимся поверхностям - надо, чтобы оно оттуда никуда не делось. В-третьих, аналогичные каналы есть для охлаждающей жидкости.

Чтобы обеспечить такую герметичность, первый шаг - обеспечение высокого качества обработки сопрягаемых поверхностей. Плоскости должны быть "плоскими" с точностью до сотых долей миллиметра. Второй шаг - использование специальной прокладки, которая будет одновременно достаточно мягкой, чтобы компенсировать все имеющиеся неровности и достаточно прочной, чтобы выдержать температуру и давление в камере сгорания. Ну и впридачу - она должна быть стойкой к маслу и антифризу.

Наконец, последний шаг - правильный момент затяжки болтов, крепящих ГБЦ к блоку цилиндров. Если их недотянуть - прокладка будет поджата недостаточно, и не обеспечит герметичность. Если их перетянуть - можно деформировать прокладку, и она не обеспечит герметичность. Если протянуть болты в неправильной последовательности, прокладка тоже может деформироваться - и да, вы совершенно правы, не обеспечит герметичности.

Уплотнения от попадания масла

С маслом ситуация немного проще. В сущности, оно может попадать в камеру сгорания только со стенок цилиндра или со стержней клапанов.

Уплотнение клапанов

-9

Распределительный вал (12) кулачком нажимает на коромысло (10), которое давит на клапан (2). Это происходит с каждым оборотом двигателя, то есть, несколько тысяч раз в минуту Все эти детали постоянно испытывают трение. Поэтому без масла будет моментальный и катастрофический износ. А вот чтобы масло не попадало ниже, в камеру сгорания, на стержень клапана и надевается маслосъемный колпачок. Вот как он выглядит вживую:

-10

Уплотнение поршней

С поршнями ситуация аналогична клапанам. Без масла там никуда. Поэтому и решение принято аналогичное - одно из колец, установленных на поршне, предназначено не для поддержания компрессии, а для снятия масла со стенок цилиндра, за что и называется маслосъемным:

-11

Пара слов о дизелях

Дизели, несмотря на принципиально другой принцип воспламенения топлива, имеют ровно тот же конструктив и те же способы уплотнения. Разве что вместо свечей зажигания там свечи накаливания.

Почему полезно все это знать?

Знания эти - не сухие академичные сведения. Львиная доля неисправностей двигателя связаны именно с нарушением тех или иных уплотнений. Именно этим, например, объясняется повышенный "масложор" в подавляющем большинстве случаев. В следующей публикации мы рассмотрим устройство системы вентиляции картера, а после - типовые причины ухода масла из двигателя.

Авто
5,66 млн интересуются