Китайские тракторы становятся популярнее. Медленно, но верно, они приходят на рынок США и Европы, где им, казалось бы, нет места.
В 2015 году в немецком Ганновере прошла выставка Agritechnica. Среди гигантов западной тракторной промышленности виднелись стенды китайских Zoomlion и Foton-Lovol. Они только выходили на европейский рынок.
Тогда вице-президент компании Zoomlion Юнфу Юань заявил британскому изданию Profi, что к 2025 году они планируют стать "известным во всем мире брендом сельскохозяйственной техники".
С рынком стран СНГ они уже поладили.
В 2018 году на таможне Благовещенска американские тракторы John Deere попытались провезти под видом DongFeng. Правда, название они немного исказили, чтобы не было проблем с правообладателями. Удивительно, если раньше пытались выдать китайские подделки за известные западные бренды, то теперь наоборот – подделывают китайские бренды.
Как китайцы удерживаются в Европы и США?
Что позволяет им конкурировать с проверенными производителями и не быть выдавленными с рынка? Мы думаем, что дело в ремонте.
Проблема с американскими тракторами в их чрезмерных наворотах. Издание Wired пишет, что американская компания John Deere, равно как и другие производители техники, пытаются помешать фермерам самостоятельно чинить тракторы, заменять запчасти и вносить конструкционные изменения своими руками.
Для этого они ссылаются на американское законодательство об авторских правах. Лоббисты, представляющие интересы тракторных компаний, как пишет Wired, «считают своей победой», то, что фермеры вынуждены пользоваться только сервисом John Deere и авторизованными дилерами запчастей.
В современных западных тракторах все завязано на электронику. И если вы не можете перепрограммировать бортовой компьютер, вы не можете устранять проблемы самостоятельно.
Автор заметки Кайл Уайнс, сам занимающийся ремонтом электроники, сравнивает тракторные монополии с тем, как производитель «Айфонов» контролирует рынок сервисного обслуживания.
Тракторы вроде John Deere или Deutz-Fahr не часто ломаются в поле. Но если это вдруг произойдет, фермер окажется в безвыходном положении: только вызов официального сервиса, никакого самостоятельного вмешательства. На уборку обычно дается одна или две недели. Если вовремя не починить трактор, будут потеряны большие деньги.
Поэтому на Западе возникло целое движение ремонтников и частных тракторовладельцев под названием «Право на ремонт» (оно охватывает также и другие отрасли). И ему противостоит то, что американцы называют «биг аг», или, по-нашему, большие аграрные корпорации.
Китайские производители тракторов Lovol, DongFeng, Zoomlion (выкупившая марку Cherry) пытаются воспользоваться этой ситуацией и совершить такой же переворот, который когда-то совершили японские автомобильные заводы.
Минимальный набор электроники присутствует и в кабинах китайцев. У пятидесятисильных тракторов есть магнитолы и кондиционеры. В комплектациях, которые поставляют в Европу и США, бортовые компьютеры управляют гидравликой, валом отбора мощности.
Отличие от американских тракторов в том, что программное обеспечение открытое. Запчасти можно поставить любые, и это не ограничено авторскими правами или конструктивными препятствиями. Можно что-то допиливать и самому.
Россия и Белоруссия тоже пытаются преодолеть кризис в промышленности и восстановить мощности. На той выставке в Ганновере был стенд и "Ростсельмаша". Но какой путь они выберут: американский или китайский?
Если американский, то заводы напичкают свои тракторы электроникой и установят жесткий контроль за ремонтом. Но это бы убило сложившуюся у нас культуру использования техники.
В следующих записях расскажу об этом подробнее. Подписывайтесь, если вам интересна эта тема.