Найти в Дзене
Психолог на вырост

Мой внутренний надзиратель

Отчего внутреннее сопротивление так сильно, когда особенно жестко ставишь себя в рамки? На меня всегда так действовал режим дня. Еще в детстве я пыталась создавать себе определенный план жизни (видимо, еще с малых лет я пыталась безуспешно упорядочивать свою жизнь). И каждый раз я сталкивалась либо с в внешними препятствиями, либо с внутренним острым нежеланием. Если в определенное время по плану мне нужно было читать книгу, либо рисовать (хотя я это все любила делать), то заставить себя вписаться в план у меня почти никогда не получалось. Некоторое время я могла заставить себя делать то, что «нужно». Но буквально через несколько дней все скатывалось к обычному режиму.

Становясь взрослее я искала причину в собственной безвольности. И вся общественная мораль укрепляла меня в этой мысли. Волевой человек тот, кто может заставить себя идти к цели несмотря ни на что. А еще он может принудить себя к какой угодно деятельности, если понимает, что она пойдет во благо. Получается, что у кого-то силы воли больше, а у кого-то вообще нет?

Можно уйти в другую крайность и решить, что направлять себя не нужно, а стоит «слушать» себя и поступать по велению сердца, а не разума. Тем более много случаев, когда заставить себя действительно практически невозможно. Нельзя заставить себя полюбить определенного человека либо определенный продукт, или определенную работу. Сколько драм разыгрывается при несовпадении планов детей и родителей на выбор профессии, или спутника жизни. Даже при такой нейтральной ситуации в отношении выбора еды случаются конфликты. Кого в детстве не заставляли есть какое-либо ненавистное блюдо, потому что, по мнению, родителей оно «полезно»? И мы привыкаем постепенно, что «есть такое слово «надо». Пока сопротивление не возрастет до той степени, что продолжать ненавистное действо станет просто физически невыносимо.

Некоторые люди особенно тяжело переживают давление со стороны других, и попытки самонасилия. Их организм очень чувствителен к таким действиям и достаточно быстро начинает протестовать. Либо, если эти люди обладают развитой рефлексией, то уже собственные эмоции являются индикатором недопустимости того или иного поведения. Другие же люди более лояльны к исполнению «долга» и продолжительное время способны эмоционально не вовлекаться. Но действовать согласно выбранному пути. Однако впоследствии и их может настигнуть разочарование и экзистенциальный кризис. «Каковы же мои истинные желания?». В поиске глубинных желаний и мотивов такие люди могут как раз впасть в крайность потакания любым внутренним влечениям и погоне за яркостью эмоций. Иногда такое поведение связывают с возрастными кризисами (так легче объяснить всё). Если следовать мысли, что все люди делают что-то должное, но не желаемое, тогда действительно логично предположить возрастной кризис.

И как быть с таким противоречием? Для начала понять, сводятся ли все ваши желания к получению быстрого удовольствия. Как много потребности в получении удовольствия? Страдают ли от этого отдаленные цели и планы? Если цели жизни в большей степени определяются получением наслаждения (быстрого, доступного и не требующего усилий), то относиться к собственным желаниям стоит скептически. Совершенно не значит, что стоит относиться к жизни, как к неизбежному страданию. Но есть ли у вас «высокие» цели, мечты, амбиции? Если они присутствуют, и их реализации не мешает «принцип удовольствия», то можно с бОльшим доверием относиться к своим желаниям.

Но даже имея цели, амбиции и желание их реализовать, бывает сложно идти до конца. Как часто мы хотим (и даже жаждем) важных изменений в жизни, но сталкиваемся с собственным нежеланием выполнять определенную последовательность действий. И некоторые обосновывают такие трудности недостаточной мотивированностью. Кажется, что, если человек действительно чего-то желает, то и все препятствия на пути преодолимы. Было бы весьма удобно считать, что достаточно всего лишь сильно захотеть и все сложится само собой. Другие же считают, что «раз уж решился, то нужно себя заставить, а дальше втянешься».

Истина же, как водится, по середине. Когда человек действительно замотивирован на некую активность, он получает результат от собственных действий и удовольствие, то у него налажен рабоче-творческий процесс и заставлять себя действительно нет нужды. Сам положительный результат подкрепляет деятельность и только усиливает желание к ее продолжению. В начале пути к цели многое складывается не самым удачным образом, длительное время человек не имеет результата (или незначительный), к тому же его одолевают сомнения в правильности выбранного пути. Сложно в такой ситуации выражать большой энтузиазм. И самым верным здесь кажется преодолеть внутреннее сопротивление и «немного потерпеть». Отчасти это верно, только на преодоление сопротивления уходит много сил, приходится тратить их не самым эффективным образом.

Если на пути в желаемому результату возникает сильное сопротивление, граничащее с желанием отступить, то прежде всего стоит проанализировать его причины. Вероятно, сомнения могут быть действительно обоснованными. Порой стоит пересматривать свою стратегию, не получая желаемого результата. Да и сама жизнь порой изменчива. Проанализировав свои действия и поняв, что они не бессмысленны как таковы, стоит обратить внимание на перспективы открывающиеся вам по достижении цели. Образ желаемого может быть настолько ярким и привлекательным, что сам по себе может разрушить сопротивление. Однако не нужно слишком далеко заглядывать в будущее, так как сравнение с настоящим (пока еще не таким радужным) может спровоцировать излишние сомнения в реализуемости задуманного и собственных силах. И, главное, не нужно задавать себе слишком высокую планку притязаний. Если вы не привыкли к определенному режиму работы и/или приобретаете новые навыки, то не стоит требовать слишком много. Стройте прогресс на сравнение себя вчерашнего с собой нынешним. Даже небольшое улучшение подводит вас ближе к «пункту назначения», чем остановка в одной точке. Слишком объемные пункты плана, которые вы не в силах выполнить скорее подведут вас к желанию всё бросить и откатиться назад, чем мотивировать на лучшую работу. Не нужно преодолевать сильное сопротивление и подкреплять отвращение к своей деятельности, которая вам пока еще приятна. Легкое подталкивание себя к действию с пробуждением у самого себя интереса может работать намного эффективнее.

Иногда можно заметить, что как только вы отказываетесь от своих грандиозных планов на сегодня, то желание работать возвращается. Работать с собой может быть также сложно, как и с другими людьми. Даже будучи начальником в жестко иерархичной системе, невозможно руководить сотрудниками с помощью одного принуждения. Качество работы будет страдать, эффективные сотрудники могут увольняться и прогресс в работе замедляться. Эффективный же руководитель способен заинтересовать и мотивировать, раскрыть способности каждого сотрудника. Если с другими нельзя эффективно взаимодействовать при помощи принуждения, то отчего с сами собой можно?