Найти в Дзене
Основной аэродром

Кольцевые аэропланы Клода Живодана

Оглавление

Первые годы авиации, время постоянных экспериментов и поиска. Аэропланы строились чаще всего наугад — аэродинамика только-только начала зарождаться. Именно в это время появились так называемые кольцепланы. Первым стал самолёт Blériot III с эллиптическим крылом от французских пионеров авиации Луи Блерио и Габриэля Вуазена, построенный в 1906 году. И пусть проект окончился неудачей, но у него нашлись достойные продолжатели.

Blériot III. Фото: wright-brothers.org
Blériot III. Фото: wright-brothers.org

От мопедов к аэроплану

В 1898 году был основан аэроклуб французского департамента Рона. Пусть этот факт не удивляет — до первого полёта самолёта было ещё 5 лет, но энтузиасты во всём мире экспериментировали с дирижаблями мягкой конструкции, аэростатами и планерами. Среди основателей клуба был и молодой инженер-химик Клод Живодан. Основным его занятием было производство моторов собственной конструкции под маркой Givaudan и моторизированных велосипедов на их базе.

Один из велосипедов с мотором фирмы Givaudan, 1902 год. Фото: yesterdays.nl
Один из велосипедов с мотором фирмы Givaudan, 1902 год. Фото: yesterdays.nl

Зарекомендовав себя талантливым мотористом, Живодан в 1906 году переходит на работу в более крупную фирму Vermorel Cie. Но его не покидала идея создать собственный аэроплан. В 1909 году изобретатель проектирует летательный аппарат, которому будет суждено удивить весь авиационный мир.

Tambour tandem

Клод Живодан не стал копировать чью-то конструкцию. Вместо этого он придумал собственное оригинальное решение. Крылья аэроплана Givaudan I представляли собой замкнутый круг, разделённый на секции перегородками. Два таких «кольца» разных размеров крепились впереди и сзади фюзеляжа самолёта. Живодан назвал такую аэродинамическую схему tambour tandem (дословно с французского — «тандемный тамбурин/барабан») и 29 января 1909 года получил на неё патент.

Аэроплан Givaudan I. Фото: книга L'A.B.C. de l'Aviation - Louis Gastine, 1911 год
Аэроплан Givaudan I. Фото: книга L'A.B.C. de l'Aviation - Louis Gastine, 1911 год
Аэроплан Givaudan I. Фото: журнал La Revue aérienne, 10 мая 1909 года
Аэроплан Givaudan I. Фото: журнал La Revue aérienne, 10 мая 1909 года

Givaudan I был построен в мастерских Velmorel весной 1909 года. Фюзеляж — ферменная конструкция с местом пилота между крыльями. Двигатель в 40 лошадиных сил, также разработанный Клодом Живоданом, вращал винт диаметром 2,5 метра. Общая длина самолёта — 5,8 метра. Шасси состояло из 4-х колёс велосипедного типа, дополненных пружинными амортизаторами. Для управления самолётом передние колёса шасси поворачиваться, а передний «барабан» мог отклоняться от своей оси.

Оригинальная конструкция сразу привлекла к себе внимание интересующихся авиацией. Французские авиационные издания выпустили несколько статей об изобретателе и его аэроплане. Его конструкцию называли «смелой, новаторской, революционной». Вторил французам и авторитетный американский журнал Scientific American.

Попытка №2

Но Givaudan I не полетел. Несовершенство конструкции, её большой вес и слабый двигатель не позволили аэроплану увидеть небо. Клод Живодан попробовал изменить конструкцию и в 1910 году был построен Givaudan II. Фактически это была помесь первой версии аэроплана и триплана. Изобретатель надеялся, что дополнив переднее кольцо тремя крыльями, он сможет взлететь. Однако крылья были опять установлены наугад, просто прямые — они не могли оказать существенного влияния на подъёмную силу. Второй вариант кольцелёта тоже не смог подняться в воздух.

Аэроплан Givaudan II. Фото: Kees Kort Collection
Аэроплан Givaudan II. Фото: Kees Kort Collection
Аэроплан Givaudan II. Карточка от сигарет Wills. Фото: av8rblog.wordpress.com
Аэроплан Givaudan II. Карточка от сигарет Wills. Фото: av8rblog.wordpress.com

Стоит отметить, что спустя 70 лет экспериментальным путём было доказано, что аэродинамические характеристики Givaudan I были не так уж и плохи. Французский моделист Эммануэль Филлон построил летающую масштабную модель аэроплана Клода Живодана с резиномотором и она успешно летала. Возможно, что при более мощном двигателе оригинал смог бы взлететь.

Летающая масштабная модель Givaudan I французского моделиста Эммануэля Филлона. Фото: olymp.as-club.ru
Летающая масштабная модель Givaudan I французского моделиста Эммануэля Филлона. Фото: olymp.as-club.ru

Кольцевые аэропланы Живодана остались в истории ещё одним примером смелой инженерной мысли на заре развития авиации. Сам же инженер получит ещё около 20 патентов на изобретения, не связанные с воздухоплаванием, и до самой своей смерти в 1945 году будет возглавлять аэроклуб Рона на юго-востоке Франции.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!
__________________
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com